Краткое содержание Зощенко Не надо врать

Это рассказ из серии про Миньку (самого автора в детстве) и Лёлю (его старшую сестру). Младший опять старается понять этот мир, Лёля опять немного хитрит.

Минька только пошел в школу. Он был младше других детей, поэтому его обижали мальчишки. Из-за этого однажды он не услышал домашнее задание. Оказалось, что дома нужно было выучить стихотворение. Как назло, на другом уроке учитель спросил Миньку. Тот, конечно, не знал, а признаться постеснялся. Ему стали подсказывать одноклассники… Но он не очень хорошо их слышал и перевирал все слова в стихотворении. Все над ним смеялись. И ещё учитель поставил ему двойку. И это была первая двойка в жизни Миньки.

Мальчик даже е совсем понимал, что это значит. Вот он и спросил у сестры. Та сказала, что это очень плохо… И что ему не видать подарка на день рождения, который у него совсем скоро. Лёля предложила, как «знающая» жизнь, заклеить страницы в дневнике. Мол, её подруга так делала – и ничего. Минька возмутился обману! Но Лёля уговаривала его, ведь они после дня рождения сразу расклеят страницы.

В итоге, Минька не решился на обман. Но он так переживал, что забыл дневник в парке на скамейке. В школе его ругали за то, что он потерял дневник. Завели новый для нерадивого ученика, снова поставили туда двойку. Когда Минька её увидел, то так разозлился, что бросил дневник в классе за шкаф.

И вот вечером к ним пришла гостья. Женщина принесла дневник, который нашла в парке. Конечно, папа увидел двойку, понял, почему дневник забыт. Тут Минька всё рассказал, например, про второй дневник за шкафом.

И чуть позже пришёл к ним его учитель с вестью о том, что они нашли дневник, что сын их обманщик. Но папа достойно отвечал, что всё уже знает… Минька пообещал себе никогда не врать. И сдержал слово.

Рассказ учит простой честности, хотя сохранять её порой непросто.

Пересказ

Рассказчик вспоминает о своем детстве, когда учился в гимназии. Он был очень юным, всего семь лет, и первое время пребывал в растерянности, не понимая школьной обстановки.

Однажды учитель поручил выучить наизусть стихотворение, но рассказчик из-за насмешек и проказ мальчиков, сидевших сзади, его не запомнил. На следующий день, когда учитель вызвал его к доске, чтобы прочитать стихотворение, мальчик, боясь признаться в незнании, вынужден был полагаться на подсказки одноклассников. Из-за плохого слуха из-за хронического насморка он исказил текст и произнес неправильную фразу, что привело к хохоту учеников и единице от учителя.

Эта первая единица вызвала у мальчика сильные переживания, ведь он еще не понимал ее значения и боялся реакции отца. Сестра Леля предложила ему заклеить страницу с единицей, чтобы обмануть родителей и получить желаемый подарок - фотографический аппарат. Рассказчик согласился, но вскоре потерял свой дневник в городском саду.

Учитель выдал ему новый дневник, где снова стояла единица, еще более заметная, чем первая. Злость и отчаяние охватили мальчика, и он бросил этот дневник за книжный шкаф. Через два дня учитель обнаружил его отсутствие и заполнил третий дневник, добавив к единице по русскому языку еще и двойку по поведению.

Леля вновь предложила заклеить страницу, обещая отклеить ее после именин. Отец, осмотрев дневник, не увидел плохой оценки. В этот момент появилась женщина, которая нашла потерянный дневник в саду и вернула его хозяину. Увидев единицу, отец понял правду о происходящем. Он не стал ругать сына, а лишь тихо сказал, что обман рано или поздно обнаружится.

Рассказчик, смущенный словами отца, признался, что бросил еще один дневник за книжный шкаф. Вместо гнева отец улыбнулся и похвалил его за честность, подарив долгожданный фотоаппарат. Леля, пораженная такой реакцией отца, решила повторить "уловку" со своей двойкой по физике, но папа рассердился и отправил ее к учебникам.

Вечером учитель пришел к отцу, чтобы сообщить о найденном дневнике за книжным шкафом. Однако отец уже знал о поступке сына и спокойно объяснил учителю ситуацию. Учитель, успокоившись, пожелал им спокойной ночи.

Рассказчик, услышав разговор, горько заплакал и поклялся говорить всегда правду. Он признается, что это не всегда легко, но зато он чувствует облегчение и спокойствие.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Не надо врать. Картинка к рассказу

Не надо врать кратко за 2 минуты

Сейчас читают