Михаил Зощенко прославился понятием «зощенковский герой». В своих персонажах он высмеивал окружающую действительность посредством применения сатиры. Абсолютно во всех произведениях прослеживается его художественный и неповторимый стиль. Но стоит заметить, что прежде чем завоевать сердца читателей, он проходил три основных этапа своего творчества:
1. Активно заниматься писательской деятельностью Михаил Михайлович начал в 1919 году после службы в армии. Писал по большей части статьи на тему обзора литературы. В 1921 году печатается его первый рассказ в «Петербургском альманахе». Далее его начинают публиковать в самых известных сатирических журналах того времени таких, как «Бегемот», «Красный ворон», «Смехачи др.
2. В 30-е переходит на более драматические произведения, но старается вывести их на более позитивный уровень. В «Рассказах Синебрюхова» писатель демонстрирует талант в комедийном и сатирическом жанре. Большое количество фраз из этого произведения уже успели стать крылатыми выражениями: «оберут как липку», «нарушает беспорядки» и т.д.
Он высмеивает циничных, расчетливых, интеллигентных, подлых и ни с кем не считающихся негодяев, которым важна лишь своя выгода во всех совершаемых делах.
3. Заключительным этапом его творчества можно считать довоенный и послевоенный период. В это время написано множество произведений, в том числе и детских. В школьную программу вошли такие, как « Великие путешественники» и «Ёлка».
Зощенко по праву можно считать великим писателем, внесшим вклад в русскую литературу.
С детства Михаил Зощенко увлекался литературой, сначала сочиняя стихи, затем перейдя к написанию рассказов. Его матерь, Елена Осиповна, публиковавшаяся в газете "Копейка", оказала на него значительное влияние, и первые его рассказы, по мнению современных исследователей, представляют собой отголоски ее творческого стиля. Однако на выпускных экзаменах в гимназии сочинение Зощенко было оценено неудовлетворительно, что привело к драматической реакции – попытке самоубийства с помощью сулемы прямо в здании гимназии. Возможно, именно этот поступок, или, возможно, вмешательство матери, повлияли на пересмотр оценки, и Зощенко смог окончить гимназию.
Жизнь писателя была полна испытаний: после периода невероятной популярности его ждало публичное унижение, нищета и предательство.
После военной службы в период с 1920 по 1922 год Зощенко менял множество профессий – от агента уголовного розыска до столяра и сапожника. В это время он посещал литературную студию при издательстве "Всемирная литература", руководимой Корнеем Чуковским. Николай Чуковский, близко знавший Зощенко в те годы, описал его как маленького, оливково-смуглого человека с офицерской осанки, удивительно изящными руками и ногами.
В 1922 году Зощенко дебютировал в печати и стал членом литературной группы "Серапионовы братья". Эта группа, включавшая таких известных писателей, как Леонид Лунц, Всеволод Иванов, Виктор Каверин, Константин Федин и других, отвергала политизированность и демагогию в искусстве, настаивая на независимости литературы от политики. Они стремились изображать реальность фактами жизни, а не лозунгами. Критики считали Зощенко наиболее сильной фигурой среди "серапионов".
Творчество Зощенко оказало глубокое влияние поэмы Александра Блока "Двенадцать". В 1920-е годы он создал комический образ героя-обывателя с низкой моралью и примитивным мировоззрением, работая с языком и широко используя формы сказа. В 1930-е годы Зощенко обратился к крупным формам – написав романы "Возвращённая молодость", "Голубая книга" и другие произведения. Он начал работу над повестью "Перед восходом солнца". Его повесть "История одной перековки" вошла в книгу "Беломорско-Балтийский канал имени Сталина".