Краткое содержание Самая легкая лодка в мире по главам Коваля

Главный герой, с детства мечтавший стать «морским волком», но не смог реализовать свою мечту. Взяв за основу впечатления от путешествий по северным рекам, он решает построить лёгкую лодку, которую можно поднять одной рукой . Вместе с другом Глазковым он отправляется в плавание по озёрам и протокам Московской области, используя для постройки лодки бамбук . 

В пути герои встречают необычных персонажей, таких как старик с летающей головой, ловят рыбу и размышляют о жизни. Повествование сочетает лирические описания природы с элементами мистики, а финал оставляет читателя в раздумьях о дальнейшей судьбе героев . Произведение вошло в сборник Коваля, где реальность переплетается с фантастикой, подчёркивая тонкую грань между мечтой и реальностью .

Часть первая

Глава I. Морский волк

Рассказчик с детства мечтал стать «морским волком» — носить тельняшку и золотой зуб, чтобы прохожие восхищались. Его друг, барабанщик Витя Котелок, подарил ему медный зуб и кусок тельняшки, который рассказчик пришил к майке. Он ходил по Москве, воображая, что чувствует запах моря, но настоящих плаваний у него почти не было — лишь короткие поездки на судне по Финскому заливу и Ладожскому озеру.

Он мечтал о собственном корабле, но не мог найти подходящий материал. Художник Орлов предложил построить лодку из бамбука — самого легкого материала. Рассказчик начал искать бамбук в Москве, но находил только удочки и лыжные палки. В конце концов он узнал о милиционере Шуре, который, возможно, знает, где его найти.

Глава II. Бамбук или граммофон?

Ночью в метель рассказчик и Орлов встречаются с милиционером Шурой, который оказывается еще и художником. Вместо того чтобы сразу показать бамбук, Шура предлагает им старый граммофон и долго рассказывает о живописи. Рассказчик настаивает на бамбуке, и Шура, нехотя, ведет их в заброшенный дом, где в подвале должны быть бамбуковые трубы.

Глава III. Провал

В темном подвале рассказчик падает в яму, но находит настоящие бамбуковые бревна. Они с Орловым вытаскивают шесть штук, хотя хотели больше. Шура настаивает, что этого хватит на «самую легкую в мире лодку». В конце он приглашает их в гости послушать граммофон, а сам разрывается между профессией милиционера и любовью к искусству.

Глава IV. Ночное плавание

После прощания с Шурой Орлов и рассказчик обнаруживают старую вывеску чайной торговли «В. Высоцкий и К» и бамбук в подвале. Орлов выдвигает нелепую теорию, что бревна когда-то использовали для перевозки чая на клиперах. Ночью они выносят бамбук, связывают его и несут по заснеженной Москве, представляя, что плывут на лодке. Их останавливает милиционер Оськин, но, не найдя документов на бамбук, соглашается пойти с ними в мастерскую. Там они пьют чай, обсуждают лодку, а Оськин в итоге разрешает оставить бамбук, но предупреждает, чтобы больше ночью ничего не таскали.

Глава V. Идея зарастает мохом

Рассказчик мечтает построить лодку, но не знает, с чего начать. Бамбук лежит в мастерской Орлова, мешая его новому увлечению — коллекционированию керосиновых ламп. Орлов предлагает распилить бревна на кувшины, но рассказчик не хочет отказываться от мечты. Проблема в том, что для строительства лодки нужна квартира, а у него лишь комната у сварливого Петровича. В журнале «Рыбоводство» он находит фото лодки и решает обратиться к писателю-путешественнику за советом.

Глава VI. Писатель-путешественник

Рассказчик приходит в дом, где живут одни писатели, и встречает писателя-путешественника, у которого висит под потолком лодка-каяк. Тот рассказывает о своих приключениях, но постоянно возвращается к теме некоего Гусакова, которого ненавидит. Писатель соглашается помочь с лодкой и предлагает поехать к мастеру в Каширу в следующее воскресенье.

Глава VII. Отрезанная голова Орлова

В воскресенье герой и его друг Орлов привезли бамбук на вокзал, где их ждал писатель-путешественник. Тот удивился, увидев Орлова, и заявил, что он похож на некоего Гусакова. Орлов, уверенный в своей уникальности, обиделся. В электричке пассажиры возмущались из-за бамбука, а мужчина в золотых очках начал критиковать бороду Орлова. В ответ Орлов достал садовый нож и предложил тому отрезать ему голову. Начался переполох, и мужчина в очках поспешно ретировался.

Глава VIII. Время компота

Герои приехали к Мастеру в Каширу, где их радушно встретили и накормили. За столом обсуждали планы постройки «самой легкой лодки в мире», но Мастер пресекал разговоры о бамбуке, настаивая на том, что сейчас «время борща», «время гуся» и, наконец, «время компота». Лишь после трапезы он осмотрел бамбук инструментами и пообещал сделать лодку через месяц.

Глава IX. Самая легкая лодка в Кашире

Через месяц герой вернулся к Мастеру, но тот снова затянул с демонстрацией лодки, устроив долгий обед. Когда терпение родственников иссякло, Мастер велел расстелить ковер и вышел переодетым, пообещав показать лодку. Однако вместо нее он лишь сообщил, что бамбук очень старый, и снова удалился, оставив всех в недоумении.

Глава Х. Бейте и топчите!

Мастер демонстрирует создание лодки из тонких бамбуковых реек. Сначала родственники сомневаются, но постепенно каркас превращается в прочную конструкцию, напоминающую скелет морского существа. Мастер проверяет прочность, ударяя и наступая на каркас, который выдерживает нагрузку. Затем он натягивает серебристую ткань, и лодка обретает форму. Рассказчик, потрясенный, запрещает другим трогать лодку и забирает её.

Глава XI. Невеста под кроватью

Рассказчик привозит разобранную лодку в Москву и прячет её под кровать в своей комнате. Хозяин квартиры, Петрович, подозревает неладное и требует показать содержимое мешков, но рассказчик откупается деньгами. Он размышляет о своей неудавшейся художественной карьере («шаризм») и сравнивает лодку с невестой, мечтая о будущих плаваниях.

Глава XII. Увядший букет

Рассказчик приносит лодку к другу Орлову, надеясь на восторг, но тот остаётся равнодушным. Орлов указывает, что лодка сделана не самим рассказчиком, а Мастером, и бамбук добывали вместе. Рассказчик предлагает разделить владение, но Орлов отказывается, оставляя его одного с лодкой, которая теперь кажется чужой.

Глава XIII. Бельмо в глазу

Герой сидел в мастерской Орлова до вечера, хотя давно пора было уходить. К вечеру собрались гости: Петюшка Собаковский, девушка Клара Курбе и милиционер-художник Шура, принесший граммофон. Шура рассчитывал, что граммофон станет центром внимания, но лодка героя отвлекла гостей. Орлову это тоже мешало — он хотел, чтобы все любовались его скульптурой «Люди в шляпах» под музыку. В итоге лодка оказалась «бельмом в глазу» и для Шуры, и для Орлова.

Гости забыли про лодку, когда заиграл граммофон. Звуки старинного вальса «Амурские волны» создали уютную атмосферу. Клара восхищалась «тоненькими» звуками, Орлов и Шура гордились граммофоном, а Петюшка больше интересовался едой.

Глава XIV. «Люди в шляпах»

Скульптурная группа «Люди в шляпах» оставалась в тени, пока Клара не обратила на неё внимание. Она начала рассуждать о «внутреннем мире» фигур, заявив, что под каждой шляпой идёт борьба: «неба и земли», «огня с водой», а затем выдала загадочную фразу: «борьба борьбы с борьбой». Это ошеломило всех.

Герой, обиженный тем, что его лодку проигнорировали, не поддержал разговор, но позже вступился за Орлова, когда тот растерялся. Конфликт разгорелся, когда Клара села в лодку, и герой грубо выгнал её. Вечер испортился. Петюшка предложил дать лодке «самое легкое название в мире», что всех озадачило.

Глава XV. Самое легкое название в мире

Гости стали придумывать название для лодки. Петюшка предложил «Пена» и «Пепел», но их отвергли. Орлов выдвинул вариант «Эхо», который понравился герою. Затем появились другие идеи: «Ласточка», «Чиж», «Ау» и даже просто «О». В конце Клара неожиданно предложила название «Привет», но его не сразу поняли.

Глава XVI. Самое легкое название в мире (продолжение)

Клара предлагает назвать лодку «Привет», считая это слово самым легким в мире. Однако другие герои сомневаются: Петюшка шутит, что привет от толстых людей может быть тяжелым, а Орлов отвергает вариант как слишком простой. Клара предлагает другое название — «Мечта», но и оно не находит поддержки.

Тем временем милиционер Шура, влюбленный в Клару, неловко смеется над шуткой Петюшки, и это губит его шансы на взаимность. Клара разочарована всеми присутствующими и не знает, на кого теперь смотреть. В отчаянии Шура решается на отчаянный шаг и заявляет, что назвал бы свою лодку «Клара».

Глава XVII. Самое легкое название в мире (окончание)

Рассказчик размышляет о том, какое слово самое легкое в мире, перебирая варианты: «Пыль», «Печаль», «Тень», «Рассвет». Но ни одно не кажется ему подходящим. После признания Шуры в комнате становится тяжело, и герой открывает окно, вдыхая весенний воздух.

Он решает назвать лодку «Одуванчик» — простое, легкое слово, напоминающее о природе и детстве. Несмотря на сомнения, название кажется ему идеальным.

Глава XVIII. Самая близкая речка в мире

В середине апреля герои отправляются испытать лодку на Яузе — самой близкой, но грязной речке. Орлов предлагает отложить испытание, но рассказчик настаивает: лодка должна пройти первое плавание здесь, у родных берегов.

Они спускают «Одуванчик» на воду, произносят торжественную речь и разбивают бутылку шампанского. Рассказчик садится в лодку, неумело гребет и почти теряет управление. За ним бегут Орлов и Шура, крича советы.

Внезапно из воды взлетают две утки — чирки-трескунки, а высоко в небе герой замечает журавлей, летящих на север. Это знак жизни даже в мертвой, на первый взгляд, реке.

Глава XIX. Ловля Орлова на граммофонную удочку

Рассказчик вспоминает, как в детстве пытался приблизить весну, поливая снег горячей водой. Теперь же он срезает тополиные ветки и ставит их в воду, чтобы увидеть первые листья, хотя потом жалеет об этом.

Он мечтает отправиться в опасное плавание на Багровое озеро, скрытое в болотах, и хочет взять с собой художника Орлова. Однако Орлов уже отказывался, и рассказчик решает его уговорить.

В мастерской Орлов и фотограф Глазков спорят о том, что лучше — граммофон или магнитофон. Рассказчик поддерживает граммофон, чтобы расположить к себе Орлова. Затем он начинает рассказывать о Багровом озере, затерянном в болотах, куда можно добраться только на их легкой лодке «Одуванчик».

Орлов сначала поддается на уговоры, но потом понимает, что его хотят заманить в путешествие, и отказывается. Рассказчик пытается его убедить, но безуспешно. В итоге он соглашается взять с собой фотографа Глазкова, хотя и сомневается в его «граммофонной душе».

Глава XX. Последний торт

Рассказчик собирается в дорогу, размышляя, как упаковать вещи. Фотограф Глазков, одетый в огромные резиновые сапоги и тельняшку («рябчик»), помогает ему.

Неожиданно к ним приходят Орлов, Петюшка Собаковский, Клара Курбе и милиционер-художник. Клара приносит торт с розой, и все начинают его есть.

Завязывается спор о том, кто будет капитаном в плавании. Рассказчик считает, что это должен быть он, но остальные голосуют за фотографа, у которого даже есть татуировка в виде якоря. Рассказчик смиряется и решает, что главное — само путешествие.

Перед отъездом он заявляет, что больше не вернется к своему квартирному хозяину Петровичу, и просит Орлова забрать его раскладушку.

Часть 2

Глава I. Опасайтесь лысых и усатых

Герой просыпается в купе поезда, где его будит странная старуха в черном платке. Она предупреждает его об опасности «Волны», которую распространяют лысые и усатые люди. По её словам, Волна вызывает боль в сердце, а защититься от неё можно, либо отойдя в сторону, либо помазав поражённое место слюной. Старуха также утверждает, что уши — «вместилище разума», и через них Волна проникает в мозг. Капитан-фотограф, спутник героя, подшучивает над её словами, но старуха внезапно заявляет, что один из них не вернётся домой. Раздражённый герой прогоняет её.

Глава II. Дождь в Коровьем заливе

Герой и капитан прибывают к Сиверскому озеру, где их встречает проливной дождь. Они спускают лодку «Одуванчик» в залив, изрядно вытоптанный коровами. Лодка перегружена, и капитан предлагает временно высадить одного из них на берег, но герой отказывается. Несмотря на опасения, «Одуванчик» уверенно преодолевает волны. На другом берегу они встречают всадника Натолия, монтёра, который предупреждает их об опасности Багрового озера.

Глава III. Череп, разбитый молнией

Натолий объясняет, что раньше к Багровому озеру вела протока — «макарка», но теперь она заросла. Он рассказывает о других озёрах — Илистом и Покойном, а также о «чарусьях» — чёрных бездонных ямах, которые засасывают. Герои замечают, что Натолий — усатый и лысый, что наводит их на мысли о предупреждении старухи. Всадник даёт им таблички с черепом и надписью «Не влезай — убьёт!», на которых они и сидят во время разговора.

Глава IV. Пашка и папашка

Герой переправляется через озеро на лодке «Одуванчик» и находит старый, скользкий Коровий мост. Под мостом — множество окуньков, но ловить их бесполезно: они слишком малы. Там же он встречает мальчика Пашку, похожего на окунька. Пашка рассказывает о трехголовом Папашке, который живет в Илистом озере: щучьей головой он ест рыбу, медвежьей — лосей, а человечьей — что попадётся, в том числе и людей. Также Пашка упоминает, что в Багровом озере живут бесы, а в Покойном — «те покойники, что порезвей».

Глава V. Рачья ночь

Капитан-фотограф возвращается, и они с героем решают переночевать у озера. Вместо рыбы герой ловит раков, один из которых оказывается огромным и с крестом на хвосте. Вскоре они замечают, что из глубины озера на них движутся десятки раков. Капитан, несмотря на странные предчувствия, набирает целое ведро и варит их. Герой сомневается: а не пришельцы ли это в облике раков?

Глава VI. Казбек Раков

Ночью варёные раки напоминают герою инопланетных существ. Капитан, однако, не обращает внимания на эти мысли и с аппетитом поедает «космических гостей», убеждая героя, что это просто раки. В конце концов герой тоже решается попробовать, но капитан смеётся над тем, как неумело он их ест.

Глава VII. Наставления капитана-фотографа

Капитан-фотограф учит рассказчика правильно есть раков: как держать, разламывать, высасывать сок и есть хитин — панцирь, полезный хоккеистам. Он смакует клешни и восторгается раковой шейкой, сравнивая её с поэзией. Вдохновлённый, рассказчик повторяет его действия, а вокруг сгущается туман.

Глава VIII. Мутное сердце тумана

Рассказчик не может уснуть из-за духоты и тумана. Ему кажется, что в озере что-то движется — бесы в лодке с парусом. Он уплывает на «Одуванчике» вглубь тумана, где обнаруживает чистое пятно воды под звёздами — созвездием Ориона, которое его успокаивает. Позже он слышит вой и плывёт на звук, думая, что это бесы, но находит лишь спящего капитана.

Глава IX. Вторжение в заросшую Макарку

Герои плывут по узкой протоке (макарке), пробираясь через заросли и завалы. Они сталкиваются с корягами, утками и странным «ожившим бревном», которое может быть огромной щукой или даже мифическим Папашкой. В конце макарка исчезает, и перед ними — лишь болотные дебри.

Глава Х. Папашка с Багрового озера

Капитан и рассказчик на лодке пробираются через густые заросли к Багровому озеру. Вода в озере черная, почти не отражает небо. Они начинают ловить рыбу, используя червяков и геркулес как приманку. Вскоре им удается поймать крупных окуней, среди которых выделяется один — Папашка-Горбач с золотыми глазами. Настроение у них улучшается, но рассказчик тайком отпускает Папашку обратно в озеро.

Глава XI. Борьба Геркулеса с бесами

Пытаясь найти обратный путь, герои понимают, что выход из озера исчез. Капитан предполагает, что это проделки бесов. Они ищут следы геркулеса, который капитан рассыпал во время ловли, и в конце концов находят путь назад.

Глава XII. Отсутствие молочая

На обратном пути герои сталкиваются с новой проблемой: перед ними три протоки, и они не помнят, по какой плыли утром. Выбрав одну, они замечают, что на берегах нет молочая, который видели раньше. Вскоре они уплывают в тупик — к рыбацкому заколу. В отчаянии они слышат чей-то голос: «На уху-то наловили?»

Глава XIII. Травяная голова

Герои ловят рыбу на болоте, когда из травы появляется странная голова, сплетенная из засохших растений. Она разговаривает с ними, но тело ее не видно — только голова, будто плавающая в воздухе. Капитан не замечает ничего необычного, а рассказчик тревожится, видя, что под головой — пустота и просветы неба. Голова соглашается помочь им перебраться через закол (преграду из бревен), и они идут за ней по болоту, проваливаясь в трясину.

Глава XIV. Смесь самолета с трактором

У берега рассказчик замечает, как Травяная Голова «приделывается» к телу старика в валенках, сидящего под сосной. Старик представляется как дед Аверя и рассказывает невероятную историю о полете в Москву на «смеси самолета с трактора», который якобы возил бандероль для «Большого Человека». Рассказчик настаивает, что голова деда может отделяться от тела, но капитан считает это бредом. Дед отшучивается, но в конце намекает, что его голова действительно летает, но недалеко — километров на пятнадцать.

Глава XV. Капитанская уха

Герои варят уху из пойманных окуней. Рассказчик продолжает подшучивать над «летающей головой» деда, а капитан сердится, считая его слова глупостью. После еды дед Аверя рассказывает о Папашке — существе с двумя головами (щучей и медвежьей) и телом на подводных крыльях, живущем на Илистом озере. В конце дед признается, что его голова действительно может летать, но просит сохранить это в тайне.

Глава XVI. Давай-давай, матушка!

Капитан-фотограф и рассказчик встречают деда Аверьяна, который утверждает, что его голова умеет летать. Скептически настроенный капитан требует доказательств. Дед пытается «взлететь»: рычит, крутит головой, нажимает на пупок, будто включает мотор. После долгих усилий голова действительно отрывается от тела и зависает в воздухе, требуя у капитана обещанные три головки лука.

Глава XVII. Глыба разума

Голова деда парит в воздухе, осматривая окрестности, а его тело сидит без движения. Капитан в восторге, а рассказчик, ощущая себя «Глыбой Разума», сохраняет хладнокровие. Голова просит сапоги, но получает отказ — только лук и чеснок. В конце концов тело ловит голову и водружает её обратно.

Глава XVIII. Горемыки

Дед признаётся, что его полёты бессмысленны — он лишь гоняется за воробьями. Все трою чувствуют себя горемыками. Рассказчик с капитаном прощаются с дедом и отправляются дальше по реке Кондратке. Перед отплытием рассказчик дарит Аверьяну пачку индийского чая.

Глава XIX. Кум Кузя

Лодка «Одуванчик» быстро плывет по реке Кондратке. Вокруг много птиц, особенно куликов, которые весело взлетают с берегов. Капитан и рассказчик смеются над их полетом, отвлекаясь от своих забот. Затем они спорят о «Летающей Голове» деда Авери — капитан не верит, что голова может летать, и считает это обманом.

Приплыв в деревню Коровиху, они находят дом Кузьмы, кума Авери. Кум прячется на печке, потому что его укусила оса в щеку, и он стесняется показать распухшее лицо. После уговоров он спускается, но лицо замотано тряпкой. За чаем с рыбными пирогами разговор заходит о путешествиях Кузи, но когда рассказчик упоминает Папашку, кум пугается и замолкает.

Глава XX. Где Кум Кузя чай пил

Выясняется, что Кузьма стесняется из-за укуса осы. После долгих уговоров он спускается с печки, но лицо у него завязано тряпкой и шапкой. Он пьет чай, ослабив повязку, и хвастается, где бывал. Однако при упоминании Папашки снова нервничает. Оказывается, кум с женой боятся подходить к Илистому озеру.

Глава XXI. Илистое озеро

На следующий день герои плывут к Илистому озеру. Туманный рассвет сменяется ясным утром, и они видят озеро с маленьким островком посередине. Когда пытаются подплыть к острову, лодка натыкается на корягу и получает пробоину. Капитан падает в воду, но они успевают заклеить дыру пластырем и вытащить лодку на берег.

Рассказчик замечает два плота у воды — один старый, другой новый. Пытаясь порыбачить, он перепрыгивает на второй плот, но тот тонет, и он падает в воду. Под водой видит мутную глубину с зелеными огоньками.

Вечером у костра капитан рассуждает о фотографии и отказывается снимать обычные пейзажи, но соглашается попробовать заснять Папашку. Он устанавливает фотоаппарат с приманкой (кусок сала на крючке), надеясь, что чудовище клюнет и спустит затвор. Леска натянется, и если Папашка попытается утащить снасть, топор перережет леску. Они ждут, наблюдая за озером в вечернем тумане.

Глава XXII. Папашкина ночь

Ночью на берегу Илистого озера герои и капитан развели костер, а затем легли спать на нагретую землю. В темноте им почудилось, что к ним приближается нечто огромное — Папашка, местное мифическое существо. Слышались странные звуки, будто кто-то шевелится в воде и на берегу. Капитан шептал, что это Папашка «спускает пар» и ищет их. Утром они обнаружили, что остров на озере исчез, а вместе с ним пропали фотоаппарат и сало, оставленное в качестве приманки.

Глава XXIII. Папашкин след

Утром герои обследовали берег, но не нашли следов ни зверя, ни человека. Только в некоторых местах трава была сухой, будто кто-то «слизал» росу. Капитан решил, что это след Папашки. Они предположили, что попали в «ненормальный» мир, где возможны летающие головы и исчезающие острова. Несмотря на странности, они решили плыть дальше — к Покойному озеру. По пути они наткнулись на протоку Акимку, которая привела их к дому шурина Кузьмы Макарыча.

Глава XXIV. Сила малосольных огурцов

На берегу Акимки герои встретили неожиданного гостя — художника Орлова, их старого друга из Москвы. Он объяснил, что приехал на автобусе, чтобы догнать их, так как не хотел бросать друга в таком путешествии. Однако капитан заподозрил неладное: он решил, что Орлов — это очередная «Папашкина штучка», ведь в лодку больше двух человек не помещается. Между ними возник спор, кому плыть дальше. В конце главы Орлов неожиданно сообщил, что с ним приехала девушка Клара Курбе.

Глава XXV. Шуршурин дом

Главный герой наконец уплывает на лодке, мечтая о свободе, но внезапно встречает Орлова и Клару, которые неожиданно появляются на берегу. Орлов объясняет, что привез Клару «покататься», но его слова звучат неубедительно. Капитан подозревает неладное, но они всё же решают зайти в дом шурина Шуры. Дом окружен сушёной рыбой и грибами, отчего его называют «шуршуриным». Перед входом Клара неожиданно целует героя, оставляя его в смятении.

Глава XXVI. Нога в крапиве

За столом собираются гости: кум Кузя, шурин Шура, Леха Хоботов (чьи руки умеют летать), Орлов и Клара. Во время застолья шурин упоминает о «памятнике культуры» — каменной ноге, лежащей в крапиве. Разговор перерастает в спор, и Леха демонстрирует свою способность: его рука отделяется от тела и бьёт шурина. Затем она вылетает в окно и возвращается с ромашкой для Клары. Капитан остаётся равнодушным к этому фокусу, чем вызывает всеобщее недоумение.

Глава XXVII. Щучья голова

Капитан уводит героя из дома и признаётся, что подозревает Орлова и Клару: по его мнению, это не настоящие люди, а «раздвоившийся Папашка» (у которого две головы — щучья и медвежья). Он считает, что Клара — «щука», а Орлов — «медведь», и они появились из снов героя. Когда Клара снова подходит к герою, капитан предупреждает его не поддаваться на её чары, но тот колеблется.

Глава XXVIII. Падение желудей

Клара долго подходила к рассказчику, будто преодолевая большое расстояние. Взяв его за руку, она пыталась увести за собой, но они оба двигались в разные стороны. Клара настаивала, чтобы он взял её в лодку, называя её «смыслом жизни». Между ними произошёл странный поцелуй, после которого рассказчик почувствовал себя «дубом, обвешанным желудями». В этот момент появился Орлов, потрясённый увиденным. Клара заявила, что теперь они поплывут вместе, что вызвало ревность и непонимание. Вдруг появился капитан-фотограф, который толкнул Орлова в малину. В этот момент с дуба посыпались оставшиеся желуди.

Глава XXIX. Скрип дергача

Наступили сумерки. Капитан-фотограф, разгневанный, решил, что Орлов и Клара — «оборотни», и требовал, чтобы они «воссоединились». Орлов, оскорблённый, выглядел как медведь. Клара подошла к нему, шепнула что-то, а затем вернулась к рассказчику. Тот пытался объяснить, что не может просто так бросить капитана и взять её в лодку. Клара назвала его дураком и ушла, хлопнув дверью. Больше рассказчик её не видел.

Глава XXX. Вяжем ли мы?

Рассказчик размышлял, что не смог правильно ответить Кларе — его ум был переполнен странными событиями. Всё смешалось: Папашка, летающие руки, желуди. Единственным ясным моментом был скрип дергача (коростеля) в сумерках. Когда он и капитан вернулись в дом, то застали странную картину: кум, Леха и шурин сидели и… вязали. Их занятие казалось рассказчику неестественным и пугающим. Кум спросил: «Вяжете ли вы?» — но они не знали, что ответить. Рассказчик чувствовал, что мир окончательно запутался, и пора было плыть дальше.

Глава XXXI. Мыльные пузыри

Кум настойчиво предлагает капитану и рассказчику заняться вязанием. Капитан, растерявшись, сначала отказывается, но потом вдруг соглашается и даже берет спицы, хотя раньше никогда не вязал. Рассказчик возмущается, считая вязание бессмысленным, и вырывает спицы у капитана. Между ними вспыхивает ссора.

Шурин Шура, ухмыляясь, поддерживает капитана. В разговоре выясняется, что Орлов и Клара, которые якобы были рядом, — «мыльные пузыри», ненастоящие. Рассказчик подозревает, что всё это уловки, чтобы задержать их. Вдруг Шурин заявляет: «Папашка — это я», что всех шокирует.

Глава XXXII. Разговор с кустами козьей ивы

Капитан в замешательстве бросает спицы. Шурин подтверждает, что он — настоящий Папашка, а дядя Кузя и Леха — его помощники. Он рассказывает нелепую историю про вязаный носок для своей «каменной ноги». Рассказчик не верит ему, дразнит и убегает к лодке.

Ночью он плывет по реке, размышляя, стоит ли оставлять капитана. Тот, сидя в кустах с Кларой, отказывается плыть дальше, говоря: «Завтра, после обеда». Орлов советует рассказчику не ждать и плыть одному.

Глава XXXIII. Волчья дрема

Лодку окутывает туман, рассказчик впадает в дремоту. Ему мерещатся старинные ладьи с резными головами (рысьей, лебяжьей, карпьей), которые обсуждают его лодку и его самого. Они называют его «Плотным» и советуют «Одуванчику» избавиться от него.

Ладьи упоминают Папашку и шурина Шуру, которого считают самозванцем. Рассказчик краем глаза замечает вдали белые стены и купола, но, очнувшись, видит только лес и туман. Он сожалеет, что упустил что-то важное.

Последняя фраза: «Опасайтесь лысых и усатых».

Глава XXXIV. Разговор краями

Туман рассеивается, но река делает петлю, и лодка возвращается к дому шурина Шуры. На берегу появляется художник Орлов, который решает присоединиться к плаванию. Рассказчик, стараясь избегать прямых ответов, разговаривает с ним «краями» — уклончиво и метафорично. Вскоре к ним подходят капитан-фотограф и Клара, и все четверо грузятся в лодку, рискуя перегрузить ее. Несмотря на опасения, «Одуванчик» держится на воде. Пока капитан гребет, рассказчик продолжает думать о рыбалке, отвлекаясь от происходящего.

 

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Самая легкая лодка в мире по главам. Картинка к произведению

Самая легкая лодка в мире по главам кратко за 2 минуты

Сейчас читают