Бесстрашный и талантливый Юрий Коваль широко раздвинул границы восприятия, рисуя, как рассказывает, и повествуя, как будто пишет картину. Сочетая незамысловатые слова в небольшие истории, что важно для детской литературы, он касался самых непростых, противоречивых и важных аспектов жизни, воспитывал личность, при этом не занимаясь морализаторством. Он сам не раз говорил, что пишет для «маленького Пушкина», ребенка, не боящегося трудиться душой, ведь при всей четкости разграничения добра и зла, ощущение неоднозначности ситуаций, многообразия чувств и полноты и переменчивости жизни не покидает читателя.
Произведения Юрия Коваля о благородстве, о свободе, чести, отваге, способности принимать самостоятельные решения, ответственности, доброте, но при высоком моральном облике героев нет ощущения кукольности, наоборот, они естественные, живые. Не любил он и, традиционные для детской литературы, счастливые концы, ведь грустить и сострадать так же важно, как и радоваться и любоваться. При всей несентиментальности, уничтожающе-справедливой сатире, скоромном лиризме, его творения все же деликатны, этичны, романтичны, стиль легок, а юмор – смешон.
Природу писатель почитал как языческое Божество, это можно увидеть и в прозорливых прозе и стихах, и в креативной керамике, и в экспрессивных эмалях, и эксклюзивных работах по дереву. Восторженно сливаясь в равной степени и с урбанистическим пейзажем и с ландшафтом самых отдаленных и диких мест родного края, творец медитировал и погружал зрителей и читателей в этот мир, создавая неповторимую, неуловимую атмосферу. Авангардист точно попадал в фольклорные и мифические образы, лаконично и с безупречным вкусом и любовью обыгрывал их.
Юрий Коваль создал самобытный, совершенно неожиданный и емкий стиль, в равной степени похожий на древнерусскую сказку и классическое «взрослое» произведение.