Ленька Комлев учится в четвертом классе. В школе все знают, что учительница Капитолина Ивановна, которую ребята называют Капушкой, постоянно плачет из-за гибели мужа на фронте. Леньке трудно сосредоточиться на арифметике, особенно когда его сосед по парте Ваня Серегин, эвакуированный из Ленинграда и живущий у Комлевых, нуждается в помощи с задачником.
После уроков в школе начинается подготовка к прививкам, которые Ленька боится больше всего. Чтобы избежать этой процедуры, он решается на рискованный шаг: украсть уголь с проходящего поезда. Он бежит домой, чтобы рассказать Ване и они вместе сбежали, но Ваня слишком испуган.
Ленька отправляется к железной дороге один, преодолевая холод и страх. Он собирает уголь, рискуя быть пойманным, ведь это воровство. В этот момент он вспоминает о Ване, который после прививки будет чувствовать себя плохо. Ленька представляет себе уютную картину: они топят печку, пьют чай и читают книжку.
Во время кражи угля Леньку замечает лейтенант, сопровождавший важный груз. Он принимает его за диверсанта и стреляет в него, но промахивается. Ленька успевает скрыться, а лейтенант передаёт найденную рукавицу с надписью "Ник. Сер." (отца Вани) охраникам на станции.
Ленька возвращается домой с углем, полный решимости помочь Ване. Он понимает, что его могут наказать за кражу, но это не имеет значения по сравнению с заботой о друге.
Рассказ показывает контраст между личными переживаниями детей и трагическими событиями войны, а также подчеркивает ценность дружбы и сочувствия в тяжелые времена. Ленька проявляет смелость и решительность, чтобы помочь другу, несмотря на собственные страхи и возможные последствия.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Творческий путь Леонида Максимовича начался довольно рано: уже в позднем отрочестве он получил возможность публиковать свои стихи в архангельской газете «Северное утро»
Рассказ начинается в январе в 1919 году. Из вокзала Иваново – Вознесенска тронулся поезд с отрядом рабочих. На проводы пришли все товарищи из заводов и фабрик. На проводах выступают ораторы.
В произведении «Живой как жизнь», созданном Корнеем Ивановичем Чуковским, исследуется русский язык. Текст произведения написан интересным языком, который не даёт читателю заскучать.
В одном городе был большой ботанический сад с красивой оранжереей. Витые колонны держали узорчатые арки с паутиной металлических рам со стеклами. Сквозь стекла виднелись растения
Робинзон Крузо родился в семье среднего достатка. Его отец мечтал, что сын станет его помощником. Но Робинзон был авантюристом. Дальние страны манили его. Несколько его морских путешествий прошли удачно, пока однажды их корабль не захватили пираты.