Писателя Константина Станюковича принято называть «художником слова» в маринистической тематике из-за мастерства изображения моря.
Родившись в семье адмирала в 1844 году, Станюкович имел возможность жить возле моря (Севастополь), наблюдать за жизнью царского флота изнутри, поскольку, получив соответствующее образование, в 16 лет отправился в кругосветное путешествие. Карьеру по стопам отца решил не делать, а с 1864 года в чине лейтенанта пошел в отставку и начал карьеру народного учителя.
Литературный старт произошел 1861 года, когда были опубликованы очерки о кругосветном плавании. Активно сотрудничает с «Делом». Работа с журналом варьирует от статуса корреспондента до редактора.
По своей идеологии писателя следует отнести к народникам (ссылка в Томск – прямое следствие данных взглядов). Тематикой фельетонов, малых рассказов и романов является деление мира на два вражеских табора: в первом – приверженцы старого уклада со всеми его буржуазными наклонностями; во втором – поборники потребностей народа.
Литературоведы считают, что более сильно тема народничества раскрыта в фельетонах.
Именно они принесли большую известность писателю (речь о «Письмах Знатного иностранца», «Картинках общественной жизни»).
Среди больших романов следует выделить «Двух братьев», «Откровенных», «Равнодушных», «Жрецов» (беллетристическая проза).
Маринистические образы наиболее глубоко раскрыты в момент, когда писатель мог только вспоминать о море на ссылке (речь о «Морских рассказах», 1888).
За отдельными произведениями Станюковича были сняты фильмы в 50-ее годы (фильмы «Максимка», «Матрос Чижик»).
Современники преимущественно хорошо отзывались о творчестве Станюковича, не в последнюю очередь из-за умения создавать психологические портреты разносторонних героев. Излюбленный тип героя для самого автора – матрос.