В начале писательского пути Шварц попал в секретари к Корнею Чуковскому. Сближаясь с творческим обществом, он начал сочинять приправленные сатирой стихи и газетные фельетоны, а затем обзавелся журналом, который вели он и его коллега М. Слонимский. В 1925 году карьера писателя продолжилась сборником его стихотворений «Рассказы старой балалайки». Также получили некоторую известность пьеса «Клад» и сказочная история, созданная для театра, именуемого «Ундервуд».
1941 год отмечен новой вехой в творчестве советского сказочника. Евгений Шварц и Михаил Зощенко создали пьесу, получившую название «Под липами Берлина». Записанные Шварцем радиохроники были наполнены стихами, песнями, рассказами и фельетонами. Этот своеобразный, но столь необходимый в тяжелые времена отклик человека искусства на происходящие вокруг события был одной из составляющих войны информационной, ведшейся параллельно сражениям на фронтах.
Как бы то ни было, прославился Шварц не вышеупомянутым творчеством. Известен он благодаря знаменитым пьесам по мотивам сказок Андерсена и поистине шедевральному «Обыкновенному чуду». В них, помимо из века в век задаваемых в литературе вопросов, подняты и темы, актуальные именно для периода, современного творчеству писателя. Волшебство старинных историй перемежается там с не лишенными сатиры и до боли знакомыми зрителю чертами многих персонажей. Например, в «Золушке» мачеха напоминает хамоватую тетку с ближайшего рынка, а «Тень» и вовсе полна ироничных пародий на псевдоэлиту советского времени.