В одной губернии разгорелся спор между предводителем дворян и губернатором. Предводитель дворян уважительно относится к власти, ему свойственен традиционный тип мышления, а губернатор – вольнодумец, который все подвергает сомнению и никому не верит на слово.
Губернатор решил, что он, занимая высокопоставленную должность, не приносит пользы обществу. В споре с предводителем дворянства он доказывал, что народ не любит власть. Миром правит демократия, люди вполне смогут жить в обществе, где не будет губернатора. Предводитель дворян с ним не соглашался. Он говорил о том, что в непредвиденной ситуации народ не сможет выработать верную стратегию действий. Именно для предотвращения кризиса в обществе нужны такие должности, как народный предводитель, председатель, тысяцкий, исправник, губернатор. Однако губернатор наивно полагал, что оснований для возникновения критической ситуации нет, а если таковая и случится, то малочисленные начальники не смогут подчинить себе волю толпы. Кроме того, губернатор убежден, что народу живется лучше, когда он уезжает из губернии по делам.
Предводитель дворян сказал, что в отсутствие губернатора люди отдыхают, но отдых не должен длиться вечно. Однако губернатор не видит ничего зазорного в стремлении народа к отдыху от власти. Он полагает, что люди считают хорошим только того управляющего, который не принуждает их к каким-то действиям. Другими словами, если губернатор бездействует, а народу при этом живется хорошо, то и смысла в этой должности нет. Губернатор говорил о том, что от простого мужика в губернии больше толку, чем от него: мужик выполняет всю тяжелую работу, а он только подписывает распоряжения.
Но предводитель дворянства справедливо отметил, что есть такая функция, которую должен выполнять именно губернатор: сбор налогов. Но и на этот аргумент у губернатора нашлось возражение. Порой оснований для сбора налога нет, ведь бывают неурожайные годы.
Аргументы предводителя дворян о нравственности и необходимости заниматься просвещением народа в сфере искусства и науки тоже были отметены губернатором. Даже идею о том, что миссия губернатора заключается в том, чтобы сплотить народ, была опровергнута.
Спорщики притихли, когда в комнату вошел казначей. Он принес деньги. Губернатор внимательно пересчитал купюры и расписался в их получении. Тогда предводитель дворянства задал резонный вопрос губернатору: если его пост для общества малозначим, то за что же он получает вознаграждение в таком большом размере? Губернатор, подумав, ответил, что это не вознаграждение, а воздаяние.
Рассказ заставляет задуматься о кризисе морали, который наступил в обществе.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Роман посвящен работе самого большого отеля в Новом Орлеане. Действия в книге начинаются с отрицательных происшествий в отеле.
Любознательные азиаты Узбек и Рика покидают родину и отправляются путешествовать. Они переписываются между собой и своими друзьями. В одном из писем Узбек рассказывает другу о причине побудившей его уехать
В послевоенное время Федя жил в детском доме. Ему было десять лет, он никогда не улыбался и не играл с детьми. Один раз учительница попросила Федю прочитать строки из книги.
Хома Брут являлся слушателем-философом киевского церковного заведения, как-то был выпущен на каникулы. Домой он добирался пешим ходом. В дороге его застал вечер, и он попросился на ночлег к старухе.
Главная героиня этого произведения - Надежда Георгиевна - молодая учительница, которая после окончания пединститута попала по распределению на работу в школу-интернат. Практически сразу же она привыкла к ребятам и полюбила их.