Жил в одной стране либерал. До всего ему было дело. Что бы не делали в обществе, всех он предупреждал о губительных последствиях. К словам этим относились со снисхождением и никто на него не сердился.
Либерал считал, что в основе общественности должны лежать три вещи: идеалы, которые дать может свобода; обеспеченность, делающая неравнодушными к собственной участи, и самодеятельность, иначе общество не сможет быть самостоятельно организованным.
Тяготили либерала люди, которые не осознавали себя строителями своей же судьбы.
Рвался он донести свои мысли до всех, чтобы и остальные прониклись его идеалами и пытались претворить их в жизнь.
Стремление такое выглядело не очень благонадежным, но ему и это прощали. Тем более, что тот ничего не требовал никогда, а всегда только по мере возможности. Идея свободы, обеспеченности и самодеятельности были слишком расплывчатыми и требовали наполнения содержательностью. Сами по себе принести осязаемое благо они не могли, потому нужно было их разменять на мелочи, которые «по возможности» призывало сократить свои требования.
Поняв такую необходимость, решил либерал обратиться к знающим людям. И ответили они, что только о свободе и пекутся, правда, «в пределах». Те же «в пределах» относились и к остальным двум идеям.
И стал либерал «в пределах» действовать – то там урежет, то урвет где, а то и вовсе спрячется. Знающие люди были довольны его поступками так, что казалось и они были либералами. Стыдно было идеалы ломать, да зато «по возможности» задуманное можно было исполнить.
Сведущие люди говорили, что тяжко им выдерживать идеалы либерала, так пускай он «по возможности» удовлетворится, что «хоть что-нибудь» сделать смог. Смирился он и с этим. Стал он не «по возможности» кусок урвать, но «хоть что-нибудь» старался.
А через время попросили сведущие люди и вовсе забыть про идеалы, сократив их до удобных масштабов. А что в масштабы не влезет, то будет описываться «применительно к подлости». Пришлось так и действовать. От прежних идеалов уже ничего не было, но либерал не унывал и надеялся на лучшее.
Однажды с приятелем шли они по улице и разговаривали об идеалах. Либерал по привычке превозносил мудрость свою. Внезапно на него упали брызги, хоть дождя не предвиделось в этот день, и помои из окна тоже никто не выливал. А это из-за угла трусливый человек «применительно к подлости» плюнул в них за все либеральные дела.
Ничего лучшего и не заслуживают дела, скатившиеся от идеалов к подлости.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Аввакум родился в семье нижегородского священника Петра и Марии. Будучи ребёнком, он увидел мёртвое животное, и это зрелище сильно напугало его, и мальчик долго думал о смерти и спасении души.
Был великий пост. Заболела женщина, которая жила в двадцати верстах от города. Доктор с трудом добрался до назначенного дома, дорога была не легка. Больной оказалась молодая и очень красивая девушка, за которой ухаживали две сестры.
Шотландия. В замке напротив леса идут приготовления к свадьбе. Одна их комнат принадлежит Джеймсу, жениху. Уставший от приготовлений, молодой человек спит, а рядом с ним стоит Сильфида на коленях
Произведение является составной частью сборника рассказов под названием «Как меня спасали», повествующим о приключениях мальчика по имени Алеша Тучков и его друзей Аглае, близнецов Зины и Васи Брыкиных, Антона Дудкина.
В рассказе М. Зощенко Трусишка Вася повествуется о шестилетнем Васе, живущем в деревне, и его отце, который работает кузнецом. Каждый день отец Васи ездил на работу на чёрной лошади с впряженной телегой