Гена и Слава спорили, сидя на берегу реки. Из города вернулся Миша с книгами и провизией для летнего лагеря, куда ребята всем классом поехали на отдых. Тут его ждала новость о побеге Игоря и Севы. Гена все время насмехался над ребятами, и они в итоге сбежали бить фашистов. Вместе с Мишей приехал Коровин, которого как представителя трудовой комунны прислали осмотреть усадьбу. Рядом с ней и располагался лагерь ребят.
Усадьбу тщательно охраняла худая старуха.
Поутру Миша встретил Николая и соседа Кузьмина у реки. Вскоре донеслось известие, что Николай застрелил Кузьмина на Халзином лугу.
На выпрошенной у местного художника лодке Миша, Гена, Сева и брат Николая, по прозвищу Жердяй, отправились в погоню за беглецами.
Рано утром у лодочной станции кулак Ерофеев, старуха из усадьбы и лодочник грузили мешки в лодку, которые отвезли к тропе возле Голыгинской гати. Ребята увидели это и решили проследить. Лодочник попытался задержать свидетелей, но они сбежали. Миша заподозрил, что троица имела отношение к убийству.
Вечером нашли поломанный плот, а у мельничной плотины лодку Кузьмина. В соседней деревне обнаружились задержанные местным милиционером беглецы, которые подобрали лодку убитого.
Пионеры занимались обустройством сельского клуба. Художник, владелец лодки, в качестве оплаты попросил разрисовать клуб. Итог был плачевным, и председатель рассердился за пустую трату средств.
Николая не оправдали, но вина его не была доказана. Миша рассказал следователю, явившемуся в лагерь, о лодочнике и парнях в лесу. Следователь не был впечатлен, предположив, что те искали клад. Миша решил самостоятельно отыскать убийцу.
Слава нашел в библиотеке информацию о графах Карагаевых, которые были в родстве с Демидовыми и могли оставить здесь клад.
Миша упросил Жердяя отвести их ночью на Голыгинскую гать, где друзья увидели копающих новую яму парней.
Ерофеев настаивает, чтобы мать Николая уговорила сына признать вину. Миша заступается. На пионеров начинаются гонения.
Миша проследил за старухой и лодочником до краеведческого музея. Там старуха высматривала что-то возле уменьшенной копии бронзовой птицы. Оригинал был в усадьбе.
Сева заболел ангиной, и доктор уговорил старуху пустить мальчика в усадьбу. Миша и Гена пробрались в музей на ночь, но тайну птицы не узнали. Утром в музей вошел высокий незнакомец, который оставил записку в тайнике в птице. Теперь друзья знали ее секрет и тоже прочитали послание. Незнакомец обещал приехать в усадьбу в среду.
Ребята предположили тайник и в большой птице, в усадьбе. Но карта, оказавшаяся там, была всем известной фальшивкой. Карагаев наказал сына, задав головоломку с подсказкой в виде родового герба в виде беркута-халзана или же орла-курганника. Миша решил, что клад спрятан возле реки Халзан, в скале.
Ребята увидели встречу старухи и незнакомца, который и убил Кузьмина, пытаясь узнать местоположение сокровищ.
У скалы собрались жители деревни, председатель и следователь. На вершине обнаружили плиту, под которой лежала шкатулка с бриллиантовой брошью.
Появившийся Карагаев попытался ее забрать, но был остановлен следователем.
Так ребята снова доказали, что любые тайны можно открыть и любые препятствия преодолеть, когда действуешь сообща и бескорыстно.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Котька Чижов смотрит из окна, как ребята на улице из снега строят горку. Его позвали помогать. Работать было лень, и он не пошел. А покататься с горки ему очень хотелось. Поэтому, когда все ушли, он быстро собрался, надел коньки и бегом на улицу.
Мальчика поздравили с днём рождения, подарили коробочку с двадцатью пятью оловянными солдатами. Красавцы: в мундирах сине-красного цвета, с ручьем на плече и с устремленным взглядом. Их матерью была старая оловянная ложка, они были похожи
Книга начинается с вывода, что абсурд является исходной точкой в жизни человека. По философии абсурд связан со смыслом жизни. Основной проблемой философии в книге является самоубийство. Для самоубийцы жизнь становится непонятной и приходит к концу
История Чем люди живы - это описание одного случая, когда ангел спустился на землю, чтобы помочь человеку в нужде.
Главная героиня этого произведения - Надежда Георгиевна - молодая учительница, которая после окончания пединститута попала по распределению на работу в школу-интернат. Практически сразу же она привыкла к ребятам и полюбила их.