I мировая война в самом разгаре. Немецкие войска уже ведут военные действия против русской, английской, французской и американской армии. Главный герой романа Пауль Боймер – школьник, который вместе с другими одноклассниками отправляется на фронт. На фронте собрались люди разных возрастов и сословий. Рота, в которой несет службу Пауль, потеряла очень много человек, и от прежнего состава осталась почти половина. Из-за значительных потерь личного состава им достаются двойные и тройные порции еды и сигарет. Вместо убитых солдат прибывают необстрелянные новобранцы.
Патриотические чувства Палуя, как и других ребят, исчезают сразу же, как они попадают в ряды вооруженных сил, где им приходится изнурительно тренироваться и готовиться к ведению боевых действий. Солдаты начинают привыкать к несению службы, учатся к выживанию в некомфортных условиях.
Никто них молодых ребят не может понять, зачем, кому нужны эти бессмысленные войны. С каждым боевым днем, ведением атаки и оборонительных действий, с каждой потерей сотоварища, солдаты обретают все больше военного опыта, что отдаляет их обычной мирной жизни.
Ребята считают, скольким их одноклассникам удалось выжить. Семеро погибли, одного поместили в «психушку», четверых ранили — получается восемь. Мальчики в окопах философствуют о том, чем бы они занимались сейчас, не будь войны.
В роте из сто пятидесяти человек осталось в живых только тридцать два. Оставшихся в живых отправляют в тыл глубже, чем обычно. Раненные отправляются в госпитали для лечения, отпускники возвращаются в строй, погибших меняют другие молодые немцы.
Пауль рассказывает о днях, месяцах и годах, которых он провел на фронте. Каждое мгновение, проведенное на войне, было лишено всякого смысла, так как в ней гибли люди, его друзья и одноклассники. Немецкие войска не преуспели в войне, однако еще и не проиграли.
Пауля зовут в военную канцелярию, где ему выдают отпускное удостоверение и билеты домой. В вагоне поезда он рассматривает места своего детства. Спустя некоторое время он доезжает до родного дома, где видит, что мать лежит в кровати больная. Отец все хочет показать своего сына в солдатском одеянии своим друзьям, но Пауль ни с кем видеться не хочет, тем более говорить на тему войны. Он уединяется в своей комнате и в пивнушках. В пивнушках он встречает старых знакомых, которые рассуждают о захвате немецких войсками Европы и России. Пауль приходит к матери Киммериха и рассказывает о том, что ее сын умер мгновенно, без мучений, от ранения в сердце. Пауль рассказывает настолько правдиво и убедительно, что женщина верит ему.
Пауль приходит к казармам, где их обучали военному делу. Около казарм он видит большой лагерь, куда поместили плененных русских. Смотря на этих солдат с грустью, он размышляет о том, кто сделал из обычных людей врагов и убийц. Он начинает угощать русских сигаретами.
После отпуска Пауль возвращается на фронт, где ему приходится сражаться против французских солдат. В это время ему впервые пришлось убить человека. Но он не хочет убивать. Он не понимает смысл этого кровопролития. Став уже профессиональным военным, Пауль также как и все товарищи, ждет окончания военных действий, хотя уже не представляет себя в жизни без войны.
Пауль проходит почти всю войну, пережив окружения врага, разведку в тылу врага, газовые атаки. В холодный октябрьский день случайная пуля настигает Пауля и он умирает.
Роман учит читателя миролюбию и человеколюбию, тому, что, даже оказавшись на бессмысленной войне, видя всю ее жестокость, человек сохраняет свое лицо, и не хочет убивать.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
В Марсель вернулся корабль под названием «Фараон». Привёл его молодой человек лет двадцати, звали его Эдмон Дантес. Во время трёхмесячного плавания капитан корабля умер. Перед смертью он поручил Дантесу отвезти письмо на остров Эльба
Действие происходит зимой 1918-1919 гг. в городе, напоминающем Киев. Город оккупирован, власть захвачена гетманом. В 12 километрах идут бои, но московские и петербургские дельцы устремились сюда, убегая от большевиков.
Действие разворачивается в XXII веке. Развитие Земной цивилизации шагнуло далеко вперед, поэтому, обнаружив обитаемую планету, где уровень цивилизации соответствует нашему Средневековью
Главная героиня рассказа Константина Георгиевича Паустовского «Шиповник» Маша Климова плыла на пароходе из Ленинграда (где недавно окончила лесной институт) на Нижнюю Волгу работать – выращивать колхозные леса.
С Юрой Селиверстовым в классе никто не дружил. Он был очень злой. Однажды, когда Люся Синицына была дежурной санитаркой, она поставила ему двойку за невымытые уши. За это Юра ей так наступил на ногу, что девочка два дня прихрамывала