Фома Пухов, человек не склонный к чувствам, после похорон жены решил поспать и поесть колбасу, утверждая, что просто следует законам природы. Но без хозяйки в доме иссяк квас и началась метель. Снегоочиститель под управлением Пухова должен был расчищать путь от Козлово до Лисок для бесперебойного движения воинских поездов.
После недолгого сна, Фома встал на работу - он должен был управлять щитами снегоочистителя. Эту работу выполнять было тяжело: колеса паровоза буксовали, из-под рельс летели огоньки, а сам Пухов обломал четыре зуба.
Вдруг они встретили казачий отряд. Офицер потребовал доставить паровозы в Подгорное под угрозой расстрела. Но Фома отказался и начал ругаться с офицером, когда раздался сигнал бронепоезда.
Казаки стали стрелять, но Пухов забился под паровоз и остался цел. В это время бронепоезд уничтожил казачий отряд. Затем они продолжили свой путь.
Трудная работа, смерть жены и напряженность военного времени не сломили Фому Пухова, он все еще следовал законам природы и выполнял свою работу.
Пухов обменял махорку на олеонафт и был доволен. Он подсчитывал плакаты и брал газеты для чтения. Плакаты были разные, в одном из них архистратиг Георгий стал Троцким, а змея-гад превратилась в буржуя. Из-под звезд на ризе виднелись кресты - это расстраивало Пухова.
Пухов заметил мануфактуру с агитационными надписями, но посчитал их неуклюжими и предложил улучшить. Затем прибыл поезд с красноармейцами. Из вагона вышел толстый военный человек, его встречали музыканты.
Приехавший командир строго объявил всем собравшимся о неприемлемости аплодисментов и важности борьбы с буржуазией. Пухов пошёл в барак за едой, на котором висело объявление о формировании добровольных отрядов для обслуживания фронтовых нужд.
Пухов уговаривал Зворычного отправиться вместе с ним. Но тот был занят мыслями о семье и не хотел уезжать, говоря что они здесь нужны больше.
В Новороссийске Пухова проверили на знания в специальной комиссии, где он успешно ответил на все вопросы, получив назначение в порт монтером для ремонта судна "Марс".
Когда крейсеры Врангеля угрожали Новороссийскому порту, Пухову пришлось срочно восстановить работоспособность двигателя. Он бился над двигателем всю ночь и к утру тот заработал.
Военный комиссар полка объявил о планах ударить в тыл Врангелю через Керченский пролив, призывая красноармейцев добровольно принять участие. Все согласились без колебаний.
Пухов попросился в десант и был назначен помощником машиниста на турецком судне "Шаня". Отправка в Крым прошла ночью, красноармейцы стояли в полном молчании.
Суда встретили бурю на пути к крымскому берегу. Один из катеров пропал во время шторма. В итоге, десант не был высажен и корабль вернулся обратно.
Однако Реввоенсовет приказал повторить попытку. Но перед самым отходом Перекоп был взят и приказ об отмене операции поступил.
В главе 3 рассказывается о Пухове, который живет после войны в Новороссийске и работает старшим монтером на береговой базе. Он каждый день осматривает сломанные пароходы и пишет отчеты об их состоянии. Много времени он проводит на природе, размышляя о жизни.
Пухов решает уехать из Новороссийска и планирует добраться до своей родины через Баку. Он устает от города без красноармейцев, который стал скучным и пустым.
В Баку Пухов знакомится с Шариковым, матросом, который также борется со своими сложностями в работе на Каспийском пароходстве. Шариков предлагает Пухову работу командиром нефтеналивной флотилии, но он отказывается.
Пухов не нравится Баку и его песчаные бури, поэтому решает уехать в Царицын по предложению Шарикова. Ему дают задание привлекать квалифицированный пролетариат для работы в Баку. Пухов отправляется в путь, оставляя за собой город и своих новых знакомых.
Глава начинается с того, что Пухов едет на поезде в Царицын среди множества людей. Его охватывает беспокойство от происходящего вокруг. Люди болтают, рельсы стонут под весом вагонов, а мир за окном колышется в каком-то кошмаре. Пухов едет с раскрытым от удивления ртом.
Он разговаривает с одной женщиной из Тверской губернии, которая вернулась из Турции. Она рассказывает ему о ценах на товары, но не знает про звёздное небо или границы государств.
Ещё Пухов встречает калеку, который везёт пшеницу из Аргентины и хромого мужчину. Но они тоже не видели красот мира, их занимали только свои дела.
Прибыв на станции, все становятся очень занятыми: кто-то косит траву, а поезд стоит долго, пока паровоз греет воду для движения дальше. Пухов же уходит в степь и ложится в канаву.
В Царицыне его окружают люди, занятые своими делами. Один играет на гармони, другие ссорятся из-за весов. Пухов пытается найти завод подводных лодок, но всё напрасно.
Когда он наконец добирается до завода, ему не могут помочь. Вернувшись на вокзал, Пухов чувствует себя одиноко и потерянно в огромном мире. В полночь поезд уходит в неизвестном направлении.
Поезд всю ночь едет, наполняя страшными снами спящих. Пухов думает о жизни ветра и заброшенной земле. Он успокаивается от движения поезда и засыпает. Сон прерывается странным шепотом его имени.
Проснувшись, Пухов слышит только тихое дыхание спящих и стук колес под полом вагона. Он чувствует старую печаль внутри себя и плачет, но знает, что никто не поможет. Вся ночь он мучается и смотрит в непонятный мир за окном.
Солнце просыпается и зажигает все золотом. Пухов видит деревья, которые готовятся к зиме. Все живое приготовлено для холодной смерти, но перед этим природа раздает семена на ветер.
Люди просыпаются от холода и прерванных снов. Пухов последний, потому что его будит боль в ноге. Он курит, глядя в пустую осеннюю природу.
Пухов встречает старика, который говорит, что они едут вместе. Они обсуждают реку и деревню. Пухов узнает свою родину по знакомым запахам.
На вокзале Пухов замечает бедных людей, лежащих на перроне. Он вспоминает старые рекламы и объявления. Вокзал остался как в детстве, и это напомнило ему прошлое.
Он уходит с вокзала и исчезает за угольным домом. Люди остаются на вокзале и потом расходятся по чужим местам.
Глава шестая рассказывает о сложной жизни в мастерских. Старый Иконников просит у Зворычного доски, чтобы сделать гроб для своего семнадцатилетнего сына, скончавшегося от тифа. Все работники переживают трудные времена - многие падают без сил прямо на работе из-за голода.
Зворычный идёт в контору и обсуждает с комиссаром проблемы мастерских: нехватка еды, сложности работы. Комиссар признает проблему, но говорит, что решить её трудно. В то время как рабочие борются за выживание, паровозы лежат на дворе в смертельном обмороке.
Пухов приходит к Зворычному и они обсуждают революцию. Пухов не понимает, почему Зворычный стал частью вооруженной силы и чем это ему помогает. Оба продолжают биться с трудностями своего времени.
После всех разговоров Пухов остаётся ночевать у Зворычного. Он рассказывает о своём прошлом, но в основном выдумывает истории для того, чтобы получить еду.
Эту жизнь он сравнивает со сном - каждый новый день кажется ему новым и интересным изобретением. Но к вечеру жизнь угасает для него как пламя лампы, которая не может гореть без керосина.
Разговоры о революции, общности имущества и об ответственности ведутся Зворычным и Пуховым на их пути домой после работы. Но эти слова кажутся пустыми для Пухова: его дом не имеет того тепла и уюта, которые обычно ассоциируются с понятием "очаг".
В городе начался бой. Пухов проснулся от залпа артиллерии, который потряс дом. Встав, он увидел на улице дым и огонь. Он пошел в мастерские и нашел их пустыми.
В губпродкоме случился взрыв, Пухов понял, что противник использует картечь - это говорит об иссякании снарядов. Город был пугающе тихим и безлюдным.
С монастырской колокольни зазвонили, и Пухов пошел на звук, но вместо этого натолкнулся на бой.
Когда Пухов дошел до мастерских, там он встретил комиссара Афонина. Тот предложил ему винтовку для участия в бою. Пухов согласился и получил еще патроны и гранату.
Пухов ушел к мосту, где нашел свою цепь бойцов. Он встретил Шарикова на броневом поезде, который стрелял в направлении утренней зари.
Афонин согласился с Пуховым на хитрость - использовать груженые платформы для того, чтобы ударить противнику и разрушить их бронепоезд.
Бойцы выполнили план, столкнув грузные платформы в сторону белого бронепоезда. План сработал.
Офицер Леонид Маевский отчаялся после кровопролития и решил покончить жизнь самоубийством. Матросы продолжили бой, а два броневых поезда утром помогли разбить белую кавалерию.
Пухов гулял по городу после войны. Город пострадал, но люди остались. Пухов и Зворычный спорили о войне. Пухов считает, что это была просто банда, а не целая армия. Люди в мастерских сначала отказывали Пухову в работе из-за его действий во время войны, но потом решили, что он просто странный и взяли на работу.
Пухов жил один и много работал. Он нашел друга Афанасия, но тот женился и стал "бракованным" для Пухова. Пухов скучал по морю и написал Шарикову письмо. В ответ Шариков позвал его в Баку на нефтяные прииски.
Пухов решил уехать, но не ходил на политграмоту, как обещал. Когда он получил разрешение от Шарикова ехать в Баку, он был счастлив и быстро уволился со своей работы. Люди считали его странным человеком.
Пухов доехал до Баку на цистерне. Природа его не впечатлила - он уже всё видел. В Баку встретился с Шариковым, который теперь занимается вербовкой рабочих для нефтяного промысла.
Пухова поставили машинистом на двигатель, и ему это нравилось. Он спал в машинном сарае, но шум машины его не беспокоил. Жизнь была легкой и приятной: Шариков помогал рабочим в их нуждах.
Пухов стал чувствовать родство со всеми людьми и увидел роскошь жизни снова. Он даже подумывал о том, чтобы стать коммунистом, но отказался из-за своей непредсказуемости.
Утром, направляясь на работу, Пухов почувствовал родство с людьми и окружающим миром. Его душа была полна тепла, он как будто вновь ощутил себя маленьким ребенком.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Стоит на Волге город Бряхимово, вымышленный естественно автором, но такой, же провинциальный и тихий, как сотни других приволжских городов
Как-то в одесской гавани я встретил странного человека. Вид его был редкого здесь восточного типа, одежда светлой, чистой и модной. Присутствие в гавани неспешно прогуливающегося господина
С самого детства в воспоминаниях Норы всплывало это страшное слово: “Allez!”. С ним одновременно вспоминались холод, запах лошадей и человеческого пота, боль от кнута.
Произведение относится к пасторальной комической опере, исполняемой в разные периоды с использованием различной музыки, чаще всего в народном авторском стиле Соколовского М.М.
Изумительный памятник греческой трагедии, радующий критиков описанием образов и диалогов.Действие трагедии происходит перед палаткой Аякса под Троей.