Мальчик Афоня проводит свои дни со старым дедом, потому что отец его на войне, а мать работает в колхозе. Дед от старости почти всё время спит, хотя обещает, что будет просто лежать на печке и разговаривать с Афоней. Мальчик задаёт ему вопросы, почему он всё время спит, почему глаза его не видят. Дед отвечал, что это от старости. Афоня заметил в бороде деда хлебные крошки и комара и почистил её. Тем временем, дед уснул. Мать уложила его на печку и ушла.
Афоне было скучно, он разбудил деда и попытался поговорить с ним, спрашивая, знает ли дед всё на свете. Дед отвечал, что знал, да забыл, но потом опять засыпал. Афоня залез на печку будить его, но устал и сам уснул, а когда проснулся, увидел, что дед не спит, но тот быстро задремал снова. Афоня тогда решил, что дед бодрствует, пока он сам спит и собрался не спать больше. Мальчик остановил маятник на часах, в доме стало тихо.
Дед проснулся, потому что было шумно из-за звуков с улицы. Мальчик снова стал расспрашивать деда обо всём. Дед попросил кваса и обещал пойти «белый свет пытать». Они вышли из избы и пошли к пастбищу. Дед Тит склонился на синеньким цветком. Афоня сказал, что это он и сам знает, цветок растёт и растёт, а ему интересно главное. Дед задумался, потом рассердился и сказал, что в этом и есть главное. Он объяснил, что вокруг мёртвая земля, а цветок сумел тут вырасти, он живой, он «обращает мёртвую землю в живое тело». Дед сказал, что отсюда всё берётся, а цветок этот – главный труженик, как и все растения, и люди, помогающие им расти.
Дед сказал внуку нарвать лекарственных цветов, и мальчик остался в поле, а деду велел идти домой, сказав, что теперь он и сам знает всё. Ему захотелось тоже создавать из мёртвого живое. Афоня сказал деду, что узнает, как цветы создают жизнь из праха, и тогда дедушка после смерти тоже сможет жить из своего праха. Цветы мальчик отнёс в аптеку, где ему дали за это гребешок, который он подарил деду, чтобы тот расчёсывал свою бороду. Когда мальчик вернулся домой, дед спросил, не рассказали ли ему растения, отчего живут в мёртвом песке. Афоня сказал, что они молчат, и упрекнул деда, что тот должен знать всё, а не знает. Мальчик решил узнать у молчаливых цветов эту тайну. Дед посмотрел на внука, «как на цветок, растущий на земле», а после убрал гребешок за пазуху и снова заснул.
Рассказ учит тому, что самое главное – в простых вещах, что нужно ценить, уважать и беречь эти мелочи и что очень важно давать как можно больше жизни, доброты другим даже в самых тяжёлых ситуациях.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Как видно по названию главным героем романа является юноша по имени Вадим. Вадим был сыном разоренного дворянина. Он поднимает восстание против дворянских людей чтобы отомстить за свою семью.
Произведение Александра Николаевича Островского Свои собаки грызутся, чужая не приставай представляет собой комедию в двух
В основу этого произведения А. Толстой вложил вполне реальные события. Именно в это время Курбский покидает страну и уезжает заграницу, потому что боится Ивана Грозного.
У одного мальчика дома жил ежик. Зверек умел прижимать к спине колючки, когда его кто-то гладил. Поэтому ежика прозвали Пушком. Еще, когда зверек чувствовал голод, он бегал за хозяином и кусал ему ноги
Действия романа происходят в XI веке до нашей эры. Рамсес XII уже 33 года царствует на троне фараона и объявляет своим наследником сына. Зовут его Рамсес. Юноше 22 года, он безупречно красив.