Краткое содержание Некрасов Кому на Руси жить хорошо

Произведение великого русского поэта повествует нам о том, как семь крестьян решили по всей Руси в процессе путешествия разыскать  счастливого человека. По задумке автора мужики должны были дойти до Петербурга, но из-за тяжелой болезни и скоропостижной кончины Николая Александровича поэма так осталась так недописанной.

Итак, на перепутье дорог  встречаются семь мужиков из уезда Терпигорево, но только каждый из них из разных деревень бедных и убогих. Все они спорят друг с другом, кто же живет лучше всех. Один утверждает, что помещик, другой, что поп.

Каждый вышел из дома по важному делу, но встретившись, у них завязался разговор на эту тему до такой степени, что они не только забыли обо всем на свете, но и в ходе спора стали драться.

Дойдя до леса, они продолжили свой конфликт, и всполошили всех зверей и птиц. Испугавшись такого шума, из гнезда выпадает птенец и мужики подбирают его, и думают ,что птичке легче дознаться, где же жить хорошо на Руси. Испуганная пеночка, мать птенца подлетает к ним и просит отдать ей птенчика. В награду она показывает, где зарыт клад, а там находится волшебная скатерть, которая всегда их напоит и накормит, но много спиртного просить нельзя. Она заколдовывает их одежду, чтобы она в пути была в целости и сохранности и улетела со своим птенцом. Довольные крестьяне, наевшись и напившись, решают не возвращаться домой, пока не дознаются, кому живется хорошо.

Шагая по дороге, они встречают разных людей. Это и солдаты, и подмастерья, но по их виду сразу видно, что живется им не сладко. Поздним вечером им попадается поп, т которого они узнают о его участи.  Как думает сам поп его счастье должно заключаться в покое, богатстве и уважении к нему. А на самом деле это все не так. Стоны умирающих людей,  долгая служба с плачем  не приносит ему никакого покоя. Когда батюшка закончил вою грустную историю, он уезжает и мужики накидываются на Луку, который доказывал, что попу живется богато, а  самом деле, оказалось не так.

После спора крестьяне попадают на ярмарку в село Кузьминское, которое славится большим количеством трактиров   и пьяного народа. Продают здесь и книги, но только все больше с картинками простыми. И никто не знает, когда начнут покупать  и читать литературу русских классиков. Мужики, находившись по ярмарке,  продолжают путь, но это уже было ночью. И  в темноте они слышат разговоры разных людей о своих бедах и проблемах. Один из странников упрекает крестьян  за такой образ жизни. А Яким Голый, проживающий в этой деревне, оправдывает своих сельчан. Ведь пьют они не от хорошей жизни.

Путешественники, набрав ведро водки, решают выяснить, кто же из жителей в этой жизни.

Ведро быстро опустело, но счастливого так и не нашли.

Продолжая свой путь,  мужикам попадается помещик Гаврила Афанасьевич Оболта-Оболдуев, который поведал им свою историю. Барином то он был добрым, слуги его любили, но отобрали у него землю, расточили его хозяйство, а самому приказали трудиться, а он этому не научен.

Далее им попадается крестьянка Корчагина  Матрена Тимофеевна, поведавшая  о нелегкой  своей бабьей доле. Всю жизнь она работала на родных мужа, потеряла старшего сына Демушку, о котором до сих пор не может забыть. И как говорит женщина, что счастье женское неизвестно, где находится.

Самым славным местом для наших героев кажется село Вахлачина,где идут гуляния. Пируют и мужики, к которым присоединяются два семинариста, которые поют радостные песни и рассказывают интересные истории. Один из них Гриша, с 15 лет твердо убежден, что желает посвятить судьбу свою счастью народному. В будущем это будет народный заступник. Но крестьяне его не слышат, иначе бы они поняли, что вот передними стоит счастливый человек.

Ведь именно появлению подобных людей как Григорий, Русь поднимется с рабских колен и наступит народное счастье.

Главная мысль рассказа Кому на Руси жить хорошо Некрасова

Произведение учит нас понять, в чем состоит ценность истинного счастья. А для этого много не надо - это дружная и крепкая семья, работа, приносящая радость и прибыль для себя, и показать себя в этой жизни таким человеком, чтобы тебя уважали окружающие.

Очень кратко (кратчайшее содержание)

В начале повествования группа из семи мужчин спорят о том, кто живет лучше всего на Руси: чиновник, священник, купец, боярин или царь. Чтобы решить спор, они отправляются в путешествие, чтобы найти истинного счастливца.

Их первая остановка - встреча с попа, который жалуется на трудности после отмены крепостного права. Раньше он жил за счет помещиков, а теперь лишен и покоя, и богатства.

Затем странники пытаются найти счастье на ярмарке, но среди пьяных веселящихся не находят никого счастливого. 

Далее им рассказывают о Ермиле Гирине, который считался счастливцем в округе. Ермила был честным, умным и грамотным человеком. Он служил бурмистром у князя, затем купил мельницу и помогал людям. Но из-за народного бунта он попал в тюрьму, лишившись счастья.

Следующим собеседником становятся помещики, которые также жалуются на трудности после отмены крепостного права. Крестьяне больше не работают на них, а сами они не умеют трудиться и страдают от безделья. Странники понимают, что отмена крепостного права привела к проблемам для всех: и для помещиков, и для крестьян.

В июле странники встречают князя Утятина, который не признал отмену крепостного права и пытается сохранить свой авторитет над крестьянами. Князь угрожает сыновьям лишить наследства, если те позволят крестьянам обрести свободу. Сыновья Утятина договариваются с крестьянами: те будут притворяться перед отцом, пока он жив, а взамен получат заливные луга у Волги. Крестьяне назначили фальшивым бурмистром пьяницу и мошенника, который успешно поддерживал иллюзию крепостничества перед князем.

Однако однажды крестьянин осмелился сказать правду Утятину, за что был жестоко наказан. Мужчина умер от побоев или от унижения, что вызвало трагическое настроение среди странников. После смерти Утятина наследники попытались отобрать луга у крестьян, но те уже привыкли к свободе и не собирались сдаваться.

В поисках счастливицы странники отправляются в село Клину, где живут с Матрёной Тимофеевной Корчагиной, прозванной губернаторшей. Матрёна рассказывает о своей тяжелой жизни: она была замужем за мужчиной, который уезжал на заработки, а она оставалась служить сварливым родственникам мужа. Единственным другом был дед мужа, бывший каторжник, который верил в силу простого мужика. Трагедия постигла Матрёну, когда её сын погиб от рук свиней, а затем она защитила другого сына от побоев, лежа под плетью вместо него. Голодный год и незаконное мобилизация мужа заставили Матрёну обратиться к губернаторше за помощью, которая вернула ей мужа. С тех пор ее прозвали губернаторшей и счастливицей. Но сама Матрёна не считает себя таковой, потому что ключ к женскому счастью утерян навсегда.

В завершение повествования странники присоединяются к празднику крестьян из Больших Вахлаков, которые празднуют избавление от князя Утятина. Во время пира они слушают истории прохожих: о преданном крепостном Якове, который повесился после обиды; об атамане разбойников, искупившем грехи убийством жестокого помещика; о жадном старосте, предавшим крестьян. 

Песню "Русь" о силе и убожестве народа поет Гриша Добросклонов, который готов отдать жизнь за свою родину.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Некрасов Н. А.. Все произведения

Кому на Руси жить хорошо. Картинка к рассказу

Кому на Руси жить хорошо кратко за 2 минуты

Сейчас читают