Дело происходит перед Рождеством. В степи стоит постоялый двор, куда из-за сильной пурга собрались люди разных сословий – дворяне, купцы, крестьяне и даже представители других народов. Во дворе теснота и духота, места почти нет. Хозяин двора не рад гостям, но запер ворота на ночь. Вскоре к воротам постучали извозчики с грузом шкуры, прося приюта, но хозяин отказал им. Проезжий попытался возразить, но его поддержал только рыженький человечек, который утверждал, что так безопаснее. За разговором выяснилось, что один из присутствующих видел ангела и верит в чудеса.
Рыженький человечек рассказывает историю о своей жизни. Он каменщик из дальней деревни, воспитанный в вере. Работал с бригадой под руководством Луки Кирилова, который был добрым хозяином и набожным человеком. Они всегда возили с собой иконы, особенно ценили две: Богородицу в саду и ангела-хранителя. Эти иконы были очень красивыми и дорогими для всей бригады. Рыженький человечек рассказывает о своей вере и о том, как Лука Кирилов относился к святыням. Он упоминает о том, что их жизнь была спокойной и благополучной благодаря ангелу-хранителю.
Бригада работала над строительством каменного моста на реке Днепр. Жизнь у них шла хорошо: работа находилась, здоровье было крепким, а люди вокруг были дружелюбны. Среди рабочих выделялись два человека – ковач Марой и счетчик Пимен Иванов. Марой был простой мужик с даром предвидения, а Пимен – человек щеголеватый и общительный. Пимен познакомился с барыней из города, которая интересовалась староверами и верила в чудеса. Он начал просить у нее деньги на свечи и елей якобы для молитв за ее нужды.
Барыня стала давать Пимену все больше денег, а он использовал их не по назначению. Она поверила, что бригада обладает особой благодатью и способна творить чудеса. Барыня захотела сама посетить бригаду и увидеть святыню. Рабочие спрятали свои настоящие иконы и показали барыне заменные. Барыня была недовольна таким приемом и оставила неприятное впечатление. После ее ухода всем стало тревожно и неспокойно, никто не мог уснуть.
Пимен пытается оправдать свое поведение перед товарищами по бригаде. Он говорит, что барыня добрая и щедрая. Рабочие критикуют барыню за ее внешность и манеры. Рыженький человечек прерывает рассказ и рассуждает о красоте настоящей русской женщины. Затем он возвращается к истории о барыне и рассказывает, что после ее визита всем стало тревожно и неспокойно, словно предчувствуя беду.
Утром все пошли работать, а Луки Кирилова нигде не было. Это удивительно, ведь он всегда был аккуратным. Потом он пришел бледный и расстроенный. Марк Александров (Марочка) спросил, что случилось, но Лука сказал, что расскажет потом. Марочке стало тревожно, и он решил узнать все у Михайлицы, которая была как вторая мать для него. Он пошёл к ней домой и увидел её грустной и больной на крылечке. Она рассказала ему, что ночью им привиделся ангел-хранитель.
Михайлица рассказала Марочке о странном сне: ей приснился пожар, а потом в их дом забрел ягненок. Лука Кирилов долго не мог проснуться, когда Михайлица пыталась его разбудить. Потом они увидели ангела, лежащего на полу. А ночью к ним пришли солдаты и стали искать Пимена, который ходил к барину. Барин попал в неприятности из-за взяток от жидов, а теперь просит помощи у староверов.
Барин хотел отобрать у староверов иконы, но Лука Кирилов предложил ему выкупить их по три рубля за штуку. Барин разозлился и стал повреждать иконы, насаживая их на пруты. Михайлица попыталась украсть ангельскую икону, но барин её заметил и облил лик смолой с огнем. Все староверы были в ужасе. Они решили любой ценой вернуть запечатленного ангела и выбрали для этого Марочку и Левонтия.
В главе рассказывается о горечи старообрядцев, узнавших, что их иконы были унизительно сломаны чиновниками и свалены в подвал консистории. Несмотря на то, что архиерей якобы выразил недовольство таким поступком и даже похвалил древность икон, он сам забрал ангела с одной из них и повесил его у себя в алтаре, сделав невозможным похищение иконы.
Староверы решают подкупить слуг архиерея, чтобы заменить оригинал точной копией, но сталкиваются с проблемой поиска искусного изографа. Их охватывает отчаяние, которое перерастает в болезнь глаз, поразившую весь народ, который видит в этом знамение за грехи перед «запечатленным ангелом».
Англичанин Яков Яковлевич пытается уговорить архиерея вернуть икону староверам, но тот отказывается. В это время бывшего разорителя Пимена постигает беда, и он сам возвращается в православие, признавая свою ошибку.
Рассказчик ведет долгий разговор с англичанином Яковым Яковлевичем о русском искусстве иконописи, ее особенностях и истории. Англичанин впечатлен знаниями рассказчика и решает помочь староверам найти изографа для создания копии иконы, даже предоставив им деньги на это дело. Его жена, англичанка, проявляет сочувствие к старообрядцам и жертвует дополнительные средства.
Глава заканчивается тем, что рассказчик собирается отправиться на поиски мастера для написания копии иконы, предвкушая новые приключения и открытия.
Главный герой вместе с юным Левонтием отправляется на поиски искусных изографов, надеясь найти тех, кто пишет иконы с благоговением и мастерством. Их путешествие проходит под видом торговцев, но главная цель – поиск достойного художника.
В Москве они сталкиваются с разочарованием: вместо духовности и благочестия в работе изографов видят лишь упрямство, небрежность и корысть. Художники пишут быстро и некачественно, обманывают заказчиков, а вокруг них кружат спекулянты старинными иконами.
Левонтий особенно остро чувствует эту духовную пустоту и все больше погружается в себя. Он отказывается посещать трактиры, где изографы хвастаются своим мастерством и обманом. Однажды ночью он начинает петь печальную песню о Рахили, но переносит ее смысл на более глубокий, таинственный уровень, что вызывает тревогу у рассказчика.
Левонтий выражает желание найти старца Памву, анахорита, известного своей высокой духовностью. Рассказчик опасается этого, так как не доверяет церковникам. Во время пути Левонтия настигает внезапная болезнь, и он теряет силы. В ночном лесу рассказчику приходится бежать на дерево от неведомого звука, оставив больного друга.
К удивлению рассказчика, к Левонтию подходит странствующий старик с вязанкой дров, который поднимает юношу и заставляет нести свою ношу, что еще больше озадачивает главного героя.
Старик появился из леса и повел Леву куда-то. Рассказчик побежал за ними, но не мог догнать и поговорить. Старик ответил на вопрос о том, куда они идут, что их ведет Господь. Они пришли к воротам скита, где встретили грубого монаха Мирона. Старик просил впустить их, но Мирон сначала отказывал, а потом неохотно пустил.
Внутри скита было очень просто и скромно. Старик сказал рассказчику и Леве ложиться спать, а сам ушел в чулан. Рассказчик боялся этого места и думал, что старик – это Памва Безгневный, который может их погубить. Он не мог уснуть и все время читал молитву «Верую».
Потом рассказчику приснилось, будто старик и Лева разговаривают о вере без слов. Утром он проснулся и увидел, что Лева умер. Старик сказал, что Лева улетел к Богу. Рассказчик был в отчаянии, но понял, что этот старец – особенный человек, смиренный и любящий Бога. Он решил бежать из скита, но снова встретил старца, который дал ему странные советы.
Рассказчик с изографом Севастьяном вернулись к своей постройке и рассказали англичанину Якову Яковлевичу о своих приключениях. Англичанин попросил Севастьяна написать икону для своей жены. Изограф выполнил заказ, создав удивительную миниатюрную икону с рождением Иоанна Предтечи, Рождеством Богородицы, Рождеством Христовым и рождением Николая Угодника.
Англичанин был поражен мастерством Севастьяна и предложил ему больше денег за написание портрета его жены на перстне, но изограф отказался, так как это противоречило церковным правилам. Англичанин начал просить у владыки разрешения украсить икону золотом и венцом. Все ждали развития событий с тревогой.
В это время года погода была очень переменчива. Пока рассказчик возвращался с изографом, то было тепло, то холодно. Река то замерзала, то оттаивала. Англичанин поехал за иконой через лед, и он обещал привезти ее завтра. Все были в восторге и не могли уснуть, а ночью небо было ясным и морозным.
Утром все ждали изографа, который должен был помочь с подделкой иконы. Изограф спокойно готовился: смешивал краски, осматривал холст и инструменты. Все остальные суетились вокруг него, стараясь угодить. Но когда англичанин вернулся, оказалось, что он привез не саму икону, а только кусочек ткани с нее – басму. Англичанин разозлился и сказал, что им нужна была риза, которую он выпросил.
Изограф Севастьян смог уговорить англичанина и тот согласился дать ему возможность сделать подделку, но для этого нужно было получить настоящую икону. Пока шло обсуждение, погода испортилась: началась оттепель, пошел дождь. Река вздулась, и льдины стали опасными. Изограф Севастьян собирался уехать, но англичанин предложил украсть икону из монастыря.
На следующий день англичанина перевезли на другой берег реки, а изограф принес перевод иконы. Изограф принялся за работу и быстро сделал подделку, почти неотличимую от оригинала. Когда все было готово, они отправились к монастырю. Лука, Марой и рассказчик на лодке переправились через реку.
Марой и Лука пошли красть икону, а рассказчик остался ждать их в лодке. Ночь была темной и бурной. Когда Лука вернулся с иконой, они быстро отплыли назад. Вдруг жена англичанина выбежала из дома и показала им готовую икону с печатью!
В это время лед пошел по реке, лодки унесло, а Лука решил идти через мост к англичанину. Рассказчик испугался за него, но Лука смело шел вперед, крича: «Заводи катавасию!» И исчез во тьме, а все вокруг продолжали петь и молиться. Судьба Луки осталась неизвестной.
В это время, пока архиерей молился, в церкви происходило кое-что странное. Англичанин Яков Яковлевич с помощью Луки украл ангела из придела. Дед Марой стоял у окна и ждал, чтобы поймать англичанина, если тот убежит. Он кивал, показывая, что готов к схватке!
Когда ударили в колокол, сигнализирующий об окончании службы, англичанин хотел открыть окно для Мароя, но увидел, что старик смотрит на реку и кричит: "Перенеси бог!". Вдруг он заплясал от радости, говоря, что Бог помог.
Англичанин испугался, думая, что дед сошел с ума. Но Марой уже обнимался с Лукой! Дед рассказал, как видел, что Лука шел по цепи с фонарями. Лука ответил, что никаких фонарей не было, но чувствовал, будто кто-то нес его. Марой уверен был, что это ангелы!
Лука отдал англичанину украденные иконы, но тот вернул их назад, спрашивая, где печать. Оказалось, что печати нет! Лука перекрестился и понял, что произошло чудо - церковный ангел помог им. Он побежал к архиерею и признался в краже.
Архиерей выслушал Луку и сказал, что они с англичанином пытались обмануть ангела, но ангел сам снял печать и привел Луку сюда. Лука попросил наказать его, даже казнить! Архиерей простил его и разрешил принять святое Причастие.
Лука и Марой радовались, что увидели славу ангела и почувствовали Божью благодать. Они вместе молились и приобщались к Телу Христову.
Рассказчик закончил свой рассказ. Слушатели долго молчали, а потом один сказал, что все произошедшее можно объяснить: сны Михайлицы, видение, падение ангела, даже смерть Левонтия - всё это совпадения и случайности. Он объяснил, как Лука мог перебраться через цепь с веслом, и почему Марой увидел свечение вокруг Луки.
Марк подтвердил, что дед Марой действительно умер вскоре после этих событий, но не от волнений, а от старости и простуды. Но один вопрос оставался без ответа: как исчезла печать с нового ангела?
Марк рассказал, что они нашли печать между образом и ризой. Оказалось, англичанка приклеила печать на бумажке к окладу образа. Когда Лука нес иконы за пазухой, печать отвалилась!
Тогда слушатель сказал, что все объяснимо и естественно. Многие считают, что англичанка просто обманула их. Но рассказчик не спорил: пусть каждый верит во что хочет. Главное, чтобы Бог помог людям найти общий язык с родиной.
В это время из-под снега вылезали мужички, которые отдохнули и собирались уехать. Рассказчик попросил их подвезти его домой и поздравил всех с Новым годом, прося прощения за то, что утомил своими рассказами.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Был великий пост. Заболела женщина, которая жила в двадцати верстах от города. Доктор с трудом добрался до назначенного дома, дорога была не легка. Больной оказалась молодая и очень красивая девушка, за которой ухаживали две сестры.
Колхоз «Гигант». Открыли новый склад, поэтому церковь, которую до этого эксплуатировали как склад, освободили, - вынесли много хлама, зловонного, старого, испорченного мышами. Церковь в селе, а нынче деревне, стояла с 17 века
Жил да был царь. Однажды он сильно занемог. Созваны были на совет многие мудрецы, только никто из них не знал, как избавить царя от хвори. Один, впрочем, выискался. Сказал он, что для того чтобы царь поправился, надо достать рубашку
Рассказ о том, как мальчик Дениска с родителями и со своим другом Мишкой ездил однажды за город на электричке и как Мишка его очень сильно рассмешил. Рассказ ведется от лица Дениски.
Матера – это остров на Ангаре. Деревня, расположенная на нем, носит то же название. Наступившая весна станет последней для деревни – из-за строившейся плотины вниз по реке острову суждено уйти под воду.