Очарованный странник краткое содержание по главам (Лесков)

Глава 1

Рассказчики плыли по Ладожскому озеру и посетили заброшенный городок Корела. Это место произвело на всех угнетающее впечатление, что вызвало разговор об изгнании людей в подобные места. Один из пассажиров предположил, что это происходит из-за рутины или недостатка информации, ведь Корела могла бы стать местом, где "вольномыслие" угасает от скуки.

Разговор перешёл к трагической истории семинариста, сосланного в Корелу за грубость. Он поначалу сопротивлялся, но затем спился и покончил жизнь самоубийством, прося лучше расстрелять или отправить в солдаты. Философ назвал это "прекрасным" решением, что вызвало возмущение религиозного купца, опасавшегося за душу умершего.

В спор вмешался новый пассажир – богатырь-черноризец, который заявил, что существует священник, способный помочь самоубийцам после смерти. Он рассказал историю о пьяном попе, которого чуть не расстригли, но святой Сергий явился во сне владыке и поручил ему молиться за умерших отчаявшихся. Поп тайно молился за них на проскомидии, и его молитвы были услышаны.

После рассказа черноризца пассажиры расспрашивали его о жизни, и он начал повествовать о своем непростом прошлом: службе конюхом, участии в войнах, пленении и других приключениях. Он упомянул, что недавно принял постриг, но не уверен, было ли это истинным призванием. В конце концов, он признался, что всю жизнь "погибал, и никак не мог погибнуть", намекая на таинственное обещание, данное его родителями.  Он предложил рассказать свою историю с самого начала, если пассажирам будет интересно.

Глава 2

Иван Северьяныч (Голован) рассказывает о своем происхождении и службе при графе К. Он родился в крепостной семье кучера, и с детства был связан с конным двором. Граф уделял особое внимание разведению лошадей, покупая диких коней из степи для обучения.  Обучение этих необузданных животных было трудным и опасным делом, многие лошади погибали или калечились.

Голован служил форейтором – помощником кучера, отвечающим за ездовых лошадей. Он описывает суровые условия работы, требующие смелости и умения, а также рассказывает о случае, когда он чуть не погиб, спасая графа от падения в обрыв.  После этого происшествия граф предложил Головану награду, и тот попросил гармонь.

Вскоре после этого случая, Головану является монах, которого он случайно сбил кнутом, и предсказывает ему множество смертей, которые он переживет до "настоящей погибели", а также советует уйти в монастырь. Однако Голован не последовал его совету, что, по его мнению, привело к дальнейшим испытаниям и трудностям в жизни.  Гармонь, которую он выпросил у графа, вскоре была украдена.

Глава 3

Глава рассказывает о детстве рассказчика и его увлечении голубями. Он наблюдал за их жизнью: как они целовались, выводили птенцов. Однажды он случайно убил маленького голубенка, пытаясь его рассмотреть поближе, что привело к гневу и выбросу птицы в окно. Кошку, съевшую птенца, рассказчик жестоко наказал, устроив ловушку и избив ее кнутом. Это привело к конфликту с горничной, чья кошка пострадала, и суровому наказанию от управляющего: порке и работе в саду.

Отчаявшись, мальчик решил покончить жизнь самоубийством, но его остановил цыган, предложивший присоединиться к разбойникам.  В итоге, из-за жестокого обращения и безысходности, рассказчик решается на преступный путь

Глава 4

Главный герой после встречи с цыганом вынужден украсть двух коней из барской конюшни. Цыган обманывает его, заплатив за лошадей лишь один целковый, утверждая, что он мастер, а герой – ученик. Разозлившись на обман, герой решает расстаться с цыганом и даже думает обратиться к заседателю, но писарь убеждает его не признаваться в побеге и предлагает продать свои немногочисленные ценности за "отпускной вид". Герой отдает целковый, крест и серьгу, чтобы получить разрешение на путешествие.

Оказавшись в городе Торжок, герой безуспешно пытается найти работу, пока к нему не обращается богатый барин, нуждающийся в няньке для своей грудной дочери. Барин берет героя на службу, несмотря на его отсутствие опыта, и даже покупает козу для кормления ребенка. Герой привыкает к ребенку и начинает заботиться о нем, но однажды встречает плачущую даму, которая оказывается женой барина и любовницей ремесленника (ремонтера). Дама умоляет героя отдать ей ребенка в обмен на деньги, но он отказывается. Вскоре появляется сам ремонтер с предложением купить ребенка. Герой вновь отвергает искушение, предпочитая оставаться верным своему долгу.  Глава заканчивается предвкушением возможной схватки с ремесленником, которое герой считает развлечением от скуки.

Глава 5

Иван решил потешить себя, раздразнив местного офицера. Он нарочно начал чесать голову гребнем, привлекая внимание офицера, который активно пытался добиться расположения местной барыни, обвиняя Ивана в том, что он не дает ей ребенка. Офицер предложил Ивану тысячу рублей за ребенка, но Иван отказался, выкинув деньги и насмешливо приказав собаке их поднять.

Завязалась драка: Иван легко справился с офицером, повалив его на землю и даже придавив саблю ногой. Офицер, несмотря на поражение, проявил отвагу и кинулся в рукопашную. В итоге Иван не стал добивать офицера, но предложил ему поднять разбросанные деньги. Однако тот отказался и попытался забрать ребенка, что привело к перетягиванию его между ними.

В этот момент появился барин Ивана с пистолетом, требуя задержать "нарушителей". Иван передал ребенка барыне и офицеру, а сам попросил увезти его, опасаясь ареста за поддельный паспорт. Барыня согласилась взять его с собой, и они уехали в Пензу.

В дороге Ивана мучила совесть из-за драки с офицером. Он размышлял о правильности своих действий, но вскоре стал задумываться о своей дальнейшей судьбе. В Пензе улан предупредил Ивана, что того не стоит держать при себе из-за отсутствия документов и дал ему двести рублей на дорогу.

Иван неохотно расстался с семьей, которую успел полюбить, и отправился бродить по ярмарке. Там он случайно стал свидетелем необычного состязания между двумя татарскими охотниками за красивую кобылицу хана Джангара. Охотники выясняли право собственности на лошадь с помощью жестокого поединка нагайками, в котором победил Чепкун Емгурчеев, проявивший больше выносливости и тактики. Иван был заинтригован этим зрелищем и глубоко задумался о жизни и судьбе.

Глава 6

В этой главе герой рассказывает о том, как он заполучил коня, победившего в состязании хана Джангара. После победы началась торговля за жеребёнка, в которую вмешался татарин Савакирей. Герой согласился сразиться с ним на "мировую" и, хоть это было очень болезненно, одержал победу, но случайно убил противника.

После этого случая герою пришлось скрываться от русских властей, так как те возмутились убийством татарина, несмотря на то, что по законам степи это считалось обычным делом. Он бежал в Рынь-пески, где прожил десять лет. Там его хорошо принимали и даже женили дважды – сначала на жене убитого Савакирея, а потом еще на одной татарке у другого хана Агашимолы.

Герой рассказывает о жизни в степи, о том, как он лечил людей и скот, и о необычном способе "подщетинивания" ног, который использовали татары, чтобы удерживать беглецов – эту процедуру ему сделали после первой попытки побега. Этот метод, хоть и мучительный, неожиданно помог герою лучше держаться в седле. В конце главы герой намекает на новые тяготы и приключения, ожидающие его у Агашимолы.

Глава 7

Глава рассказывает о жизни Ивана Северьяныча в татарском плену. После того как его перевели к другой орде, ему предложили взять еще жён – "Наташ", чтобы у него было больше сыновей ("Колек"). Он согласился только на двух, опасаясь ссор и бесполезности воспитания некрещеных детей.

Иван Северьяныч признаётся, что особой любви к своим татарским жёнам не испытывал, лишь сожалел одну из них за её услужливость. От прежней жены у него родились двое сыновей и дочь, а от молодой жены – сразу шестеро детей (двойня дважды). Он называет всех детей "Кольками" и "Наташками", как их принято называть татарами.

Несмотря на это, он не считал их своими детьми из-за отсутствия крещения. Ему было тяжело в плену, особенно тосковал по России. Степь казалась ему жестокой и безжизненной, а солончаки – настоящим адом. Развлечением служила охота на птиц и редкая растительность. Зимой жизнь была ещё тяжелее, татары голодали и убивали ослабленных коней ради мяса.

Воспоминания о прошлой жизни в России вызывали у Ивана Северьяныча глубокую тоску: он вспоминал деревенские праздники, священника отца Илью и простое крестьянское счастье. От этих воспоминаний ему становилось физически тяжело, и он тайком молился ночью. В конце главы Иван Северьяныч говорит: "А все прошло, слава богу!". Далее рассказчик обещает рассказать о его побеге из плена и попадании в монастырь.

Глава 8

Глава восьмая рассказывает о попытках Ивана Северьяновича найти помощь у русских миссионеров, прибывших к татарам с целью распространения веры. Он надеялся, что они смогут выкупить его или хотя бы передать просьбу царю о помощи, но миссионеры оказались равнодушны к его беде. Они объяснили свою позицию тем, что их задача – обращать в христианство, а не хлопотать о пленниках, ссылаясь на учение апостола Павла о равенстве всех перед Богом и необходимости терпения для рабов.

В поисках помощи Иван Северьянович встретил другого человека - жидовского проповедника, который также пытался распространять свою веру среди татар. Но и его усилия оказались тщетными: татары заподозрили его в сокрытии денег и жестоко убили.

Рассказ заканчивается упоминанием о неком Талафе, "боге на землю сходящем", который, как намекает Иван Северьянович, сыграл роль в его спасении, но детали этого события пока остаются неизвестными. Он также подчеркивает трудности обращения азиатов в христианство, указывая на необходимость использовать страх и угрозы для достижения результата, чего миссионеры не делали.

Глава 9

Глава рассказывает о встрече главных героев с двумя странными людьми из Хивы, которые прибыли закупать коней для войны (против кого – неизвестно) и настраивают татар против русских. Один из них, чернобородый в красном халате, пытается запугать татар рассказами об огнедышащем боге Талафе.

Ночью происходит нечто странное: в степи вспыхивает яркий огонь, похожий на огненного змея. Татарва (татары) испуганы, но чернобородый хивинец использует этот страх в своих целях, представляя это как проявление силы Талафы.

Главный герой, воспользовавшись суетой и страхом татар, притворяется могущественным волшебником, используя оставленный хивинцами ящик с "фейерверками" (то есть, пиротехникой). Он пугает татар, заставляет их признать неверие в своего бога и принять христианство (путем обмокания в проруби и накладывания крестиков).

В итоге герой убеждает татар в своей силе, а сам использует эту ситуацию для бегства. Дальнейшие приключения приводят его к рыбакам, затем в острог, после чего он возвращается в родные края, где его жестоко наказывают и отправляют в монастырь, чтобы исполнить обещание матери. Однако до этого ещё предстоит множество событий, связанных с "магнетизмом" и влиянием некой особы.

Глава описывает эпизод хитрости и обмана, а также демонстрирует способность главного героя приспосабливаться к обстоятельствам и использовать суеверия людей в своих целях.

Глава 10

В этой главе Иван Северьяныч рассказывает о своем увлечении лошадьми и о том, как это привело его к неожиданному заработку. Началось всё на ярмарке, где он разоблачил обман цыгана, продающего нездоровую лошадь мужику. Благодаря своему дару "видеть" коней, Иван помог мужику выбрать хорошую лошадь и получил за это награду: деньги, вино и угощение.

Это событие положило начало его новой деятельности – он стал ездить по ярмаркам, помогая людям выбирать лошадей и зарабатывая себе на жизнь. Он быстро снискал славу эксперта, но при этом нажил врагов среди цыганских барышников, которые считали его своей "грозой".

Вскоре Иван привлек внимание богатого помещика – князя, который предложил ему должность конэсера (специалиста по лошадям). Три года Иван служил князю, пользуясь его доверием и уважением. Он честно выполнял свои обязанности, не позволяя себе обманывать своего работодателя даже в моменты слабости.

Иван признается, что страдает от "выходов" - приступов пьянства, которые случаются у него внезапно, часто из-за тоски по проданным лошадям. Он заранее предупреждал князя о своих "выходах" и отдавал ему деньги на время своего отсутствия. Князь проявлял снисхождение к слабостям Ивана, понимая его честность и преданность. Однако Иван осознает, что эта привычка разрушает его жизнь и решает избавиться от неё, сделав "последний выход", о котором он вспоминает со страхом.

В главе также подробно описываются различные способы обмана при продаже лошадей, которые использовались барышниками, и как Иван Северьяныч их разоблачал. Он рассказывает о своем природном даре понимать коней и о том, что этот дар не может быть передан другому человеку.

Глава 11

Глава повествует о новом "выходе" Ивана Северьяныча, то есть об очередном приступе пьянства. Началось всё с его любви к кобылице Дидоне, которую он очень холил и лелеял. Когда князь потребовал лошадь для продажи или проигрыша в карты, Иван сильно огорчился.

Поскольку князя не было рядом, чтобы отдать деньги, а желание "сделать выход" (то есть напиться) было велико, Иван начал прятать княжеские деньги по всему дому, опасаясь их кражи. Он испытывал мучения и колебания, пытаясь совладать с собой. В итоге он обратился к молитве и даже оскорбил дьявола в церкви, чтобы избавиться от страсти.

После этого Иван отправился в трактир, где познакомился со странным, разорившимся барином, который хвастался своим прошлым и удивлял умением есть стекло. Барин оказался одержим пьянством, объясняя это христианскими чувствами и желанием не дать этой страсти перейти к другому человеку. Он предложил Ивану "излечить" его от пьянства с помощью своего "магнетизма", заставив выпить несколько рюмок вина, предварительно "намахав" над ними руками.  В итоге оба напились и были изгнаны из трактира, после чего Иван до сих пор не может понять, что произошло в тот вечер. Глава заканчивается ощущением загадочности и необъяснимости произошедшего.

Глава 12

Глава повествует о странном ночном приключении рассказчика после посещения ярмарки. Он опасается предательства своего спутника, "магнетизера", который быстро исчезает в темноте. Вскоре магнетизер появляется снова, но ведет себя очень странно: говорит непонятные фразы на французском, кажется другим человеком, и даже имеет два носа! Рассказчик теряет память и не может вспомнить, кто перед ним стоит.

Магнетизер утверждает, что он друг рассказчика, но его действия вызывают подозрения. Он начинает "передавать магнетизм", копаясь в волосах рассказчика, и обещает показать ему "красу природы". В итоге рассказчик видит странные видения: мерзкие рожи, дорогу перебегающие тени, а его спутник машет перед ним руками.

Когда рассказчику удается прийти в себя, магнетизер дает ему кусочек грязного сахара, называя его "магнитным сахар-ментором". После этого рассказчик остается один, не понимая, где находится и как добраться домой, подозревая, что все происходящее было лишь галлюцинацией. Он решает зайти в ближайший дом, чтобы узнать дорогу, но сомневается, реальность ли это или обман.

Глава 13

Повествователь, полный решимости, подходит к странному дому, который оказывается своеобразным кабаком с цыганскими развлечениями. Внутри царит полумрак и густой табачный дым, множество людей, а центром внимания является молодая цыганка Груша, чье пение завораживает всех присутствующих.

Повествователь очарован красотой и голосом Груши, он щедро одаривает ее деньгами за каждое выступление, превосходя по щедрости других посетителей. Его поведение вызывает удивление и перешептывания, но ему все равно – он готов растратить состояние ради возможности насладиться талантом Груши.

Постепенно разгорается настоящая пляска, в которой участвуют все присутствующие, включая степенных господ и чиновников.  Груша танцует с невероятной страстью, завораживая всех своей грацией и красотой. Повествователь не может устоять перед соблазном и сам включается в пляс, бросая ей под ноги дорогие ассигнации (лебеди) и выпивая шампанское за ее здоровье.  Он полностью теряет контроль над собой, отдаваясь безумному веселью и очарованию Груши.

Глава 14

Иван Северьяныч рассказывает о том, как магнетизер избавил его от пьянства, но взамен наложил "блудного" магнетизм. После случая с выпущенными лебедями он не помнит событий, лишь ощущает себя заблудившимся на коне и в итоге разбивает хрустальную горку.

Вскоре он узнает, что князь проигрался и тоже ищет реванша. Иван признается, что проигранные деньги отдал цыганке Груше. Князь сначала возмущен, но затем смягчается, говоря, что сам такой же "артист".

Князь влюблен в Грушу и готов ради нее на все: он уходит в отставку, закладывает имение и хочет посвятить ей всю свою жизнь. Он рассказывает Ивану Северьянычу о том, что Груша "уязвила" его красотой и талантом, и ему необходимо ее исцеление.

В финале Иван становится свидетелем трогательной сцены: князь играет на гитаре для Груши, которая сначала плачет, а затем успокаивает его, проявляя нежность и сочувствие. После этого Иван покидает их и позже отправляется в монастырь, но лишь после многих событий, связанных с этой женщиной.

Глава 15

В этой главе Иван Северьяныч рассказывает о странностях князя, который страстно увлекается людьми, а потом быстро охладевает. Так случилось и с цыганкой Грушей: князь заплатил за нее огромную сумму, разорив свое имение, но вскоре начал скучать и искать развлечений в обществе Ивана Северьяныча.

Князь просит Грушу петь, но она отказывается, если не видит искреннего восторга в слушателях. В итоге князь все чаще зовет Ивана Северьяныча слушать ее выступления, а сама Груша начинает дружески относиться к нему и приглашает пить чай.

Князь признается Ивану Северьянычу, что обеднел и живет от руки до рта. Он пытается найти новое занятие для души – сначала торговлю лошадьми, затем строительство мельницы и мастерской, но все его начинания терпят крах из-за непостоянства.

Груша скучает по князю, который постоянно куда-то уезжает. Она просит Ивана Северьяныча узнать, где он бывает и нет ли у него другой женщины. Иван отправляется в город и узнает, что у князя остались чувства к его бывшей возлюбленной – Евгенье Семеновне, матери его дочери. Князь навещает ее и дочь, предлагая им покататься в своей карете.

Иван Северьяныч подслушивает их разговор и беспокоится за судьбу Груши, подозревая недоброе. Он понимает, что князь по-прежнему непостоянен в своих чувствах и может бросить Грушу ради Евгеньи Семеновны.

Глава 16

В этой главе рассказчик подслушивает разговор князя с Евгеньей Семеновной. Князь, нуждаясь в деньгах, пытается убедить барыню дать ему двадцать тысяч рублей для покупки суконной фабрики, обещая быстро разбогатеть. Однако, Евгенья Семеновна предлагает ему более хитроумный план: получить деньги, чтобы казаться богатым и жениться на дочери предводителя, получив в приданое значительную сумму.

Князь соглашается на этот обман, закладывая дом барыни под задаток для фабрики. Он планирует использовать Ивана Голована для налаживания продаж сукон азиатам. В итоге князь получает согласие барыни и отправляет рассказчика с доверенностями к Макарью.

После этого жизнь в имении меняется: все обновляется, но Грушеньки нигде нет. Рассказчик узнает от дворовой старушки, что князя увез её куда-то в коляске. Он подозревает самое худшее – князь избавился от Груши из-за ее страстной любви к нему и желания женить на ней.

В день свадьбы князя с дочерью предводителя рассказчик уходит в лес, мучимый горем и тревогой за судьбу Грушеньки. Он сидит на берегу реки и зовет её, надеясь увидеть или услышать хоть что-то. В конце главы ему кажется, что он чувствует присутствие Груши рядом.

Глава 17

Глава повествует о встрече Ивана Северьяныча с Груней, бывшей любовницей князя. Груня предстает перед ним измученной и обезумевшей от ревности. Она признается, что вырвалась из дома, чтобы умереть, так как не может смириться с тем, что князь любит другую женщину.

Груня рассказывает о своей любви к князю, о его прежнем обожании и о том, как все изменилось, когда он охладел к ней. Она обвиняет князя в измене и в том, что ее красота ему наскучила. Груня уверена, что князь больше не любит ее, а новая пассия способна лишь на мимолетную привязанность.

В отчаянии она готова даже убить молодую жену князя, но Иван Северьяныч пытается успокоить ее, напоминая о прошлой любви князя к ней. Груня вспоминает счастливые моменты и проклинает князя за измену, предсказывая ему несчастья. В конце рассказа она делится с Иваном Северьянычем пустяковой причиной их разлуки с князем, которая показалась ему непостижимой.

Глава 18

Глава рассказывает о трагической истории Грушеньки, которую князь обманул и бросил. Сначала она была счастлива возвращению князя, но он был холоден и жесток к ней, даже пытался задушить крестовым шнурком. Он отвез ее в отдаленное имение, где оставил на попечение однодворкам.

Грушенька долго тосковала и пыталась сбежать, пока не придумала хитрость – предложила девкам поиграть в жмурки, во время которых она смогла от них оторваться и скрыться в лесу. Там она встретила старого пчельника, который посоветовал ей звать Ивана Северьяныча, чтобы он пришел на помощь.

Встретившись с Иваном, Грушенька попросила его о страшной услуге: проклясть ее душу и убить ножом, чтобы избавить от мучений и мести князю и его новой пассии. Она угрожала покончить с собой, если он не поможет ей. В конце концов, Иван Северьяныч, дрожащий от страха и ужаса, скинул её в реку. Он завершает рассказ словами о том, что Грушенька утонула, а сам пострадал.

Глава 19

Старик-рассказчик вспоминает свою бурную молодость. Он бежал от чего-то ужасного – огромного, черного существа, похожего на Каина или бесплотного демона. В итоге он оказался на дороге, потерянный и опустошенный, но осознал, что должен искупить грех за смерть Груши (девушки, которую он когда-то убил).

В поисках пути к спасению души Груши он встречает стариков с телегой, которые нуждаются в солдате вместо сына. Рассказчик соглашается, выдавая себя за Петра Сердюкова, и отправляется служить рекрутом на Кавказ, чтобы умереть за веру.

На протяжении пятнадцати лет он скрывает свое прошлое и служит Петром Сердюковым, молясь ангелу-хранителю Ивану Предтече.  Во время одного из сражений с татарами, рискуя жизнью, переплывает ледяную реку Койсу, чтобы помочь своим товарищам навести мост. В этот момент он видит над собой дух Груши, которая защищает его от пуль.

За храбрость рассказчика произвели в офицеры, но он пытается раскрыть свою истинную историю – убийство цыганки и обман с личностью. Однако документы не подтверждают его слова, и ему позволяют остаться при своем новом звании.

После отставки он безуспешно ищет работу в Петербурге, попадает на фиту (низкую должность) в адресном столе, а затем становится актером балагана, где играет демона и случайно ранит принца (коллежского секретаря, игравшего роль принца).  В итоге он оказывается без средств к существованию и уходит в монастырь.

Теперь он служит монахом-кучером, довольный спокойствием и послушанием, но не решается принять великий постриг из-за своих прошлых грехов. Он скрывает свое прошлое, выдавая себя за благородного человека, и живет тихой жизнью в монастыре.  История рассказчика подошла к концу, оставив вопрос о его духовном спасении открытым

Глава 20

В этой главе Иван Северьянович рассказывает о своих искушениях в монастыре. Он подтверждает, что бесы действительно пытались его смутить, как и предсказывали многие. Искушения начинались со соблазнов, но он научился противостоять им благодаря советам опытного старца.

Старец посоветовал ему активно молиться и изнурять себя постом и поклонами при появлении искушений. Иван Северьянович усердно следовал этим советам, до тысячи поклонов в день и полного голодания, пока бесу не стало страшно его упорство и он отступил.

Однако, помимо "большого" беса, Ивана Северьяновича беспокоили мелкие бесенята, которые проказничали и пытались смутить его. Особенно запомнился случай с призраком удавившегося жида, который мучил его по ночам. После неудачных попыток избавиться от него молитвами, Иван Северьянович поставил на двери крест, но призрак продолжал беспокоить его. В итоге он случайно убил корову, приняв ее за призрака, что привело к наказанию и заточению в погреб.

В погребе Ивана Северьяновича посетил пророческий дар: он стал предвидеть войну и призывать молиться о спасении России. После осмотра лекаря его выпустили из заточения и благословили на паломничество к Зосиме и Савватию в Соловки, где он надеется найти умиротворение перед предстоящей войной, чувствуя необходимость пожертвовать собой ради Родины.  Несмотря на все попытки "Благого молчания" подавить дар предвидения, дух одолевает его, внушая мысль об участии в войне.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Очарованный странник по главам. Картинка к произведению

Очарованный странник по главам кратко за 2 минуты

Сейчас читают