Это произведение впервые было выпущено в 1875 году и напечатано в журнале «Гражданин». В основе лежит вполне реальный случай из деятельности миссионера в Сибири архиепископа Нила из Ярославля.
Здесь автор рассказывает о поездке епископа, который был назначен. Он знакомиться с жизнью инородцев. Им трудно и не просто живется, приходиться трудиться изо дня в день не покладая рук, они приняли крещение. Но как – то раз епископ попал в беду в тайге, и чуть было не замерз, как ему на помощь пришел абориген – язычник. И он понимает, не смотря на то, что он не крещен (абориген), но он все же может совершить подвиг, который можно отнести к христианским. Спасая епископа, он просто руководствовался своей совестью, которая должна быть у каждого человека не зависимо от веры исповедания. Епископ является главным персонажем в этом рассказе, именно его воспоминания и стали основой сюжета. Конечно же, особую роль сыграл язык писателя, который не похож ни на один другой, и является уникальным.
Писатель был верующим человеком и писал искренне, от души. Эта повесть очень добрая, но, тем не менее, в ней есть трагедия. Здесь показывается, что понимание христианства даже у самих христиан разное. Все люди по – своему понимают православие, поэтому многие вещи делают противоположными. Священники же считают своим делом окрестить аборигенов, но к чему приведет такое ярое обращение к вере. Но как выясняется, вероисповедание это не основное, главное совесть и душа человека, ну и, конечно же, человеческое отношение друг к другу. Об этом не стоит никогда забывать, какие бы ситуации не были бы. Важно сохранить все это, не потерять и не разменять на бездушье и безразличие, ложь и несправедливость.
В рассказе рассказывается о старом архиепископе, который спорит с гостями о способности русских понимать Христа так же глубоко, как европейцы. Он приводит в пример народное искусство и образ Христа на иконах, отличающийся от изображений западных художников.
Архиепископ вспоминает свою молодость в сибирской епархии, где он строго следил за порядком в храмах и семинарии. Однако, разочаровавшись в миссионерской деятельности приходского духовенства, он обращается к опыту старого иеромонаха Кириака, который отказался от проповедей язычникам.
Кириак объясняет епископу свою позицию: крещение должно быть результатом искренней веры, а не формальным обрядом. Он рассказывает о чудесах, произошедших с ним в детстве, и о том, как до сих пор помогает людям, не только христианам, но и язычникам.
Епископ отправляется вместе с Кириаком в отдалённые районы епархии, где встречает крещённого зырянина-проповедника, который успешно обращает местных жителей, используя для этого угощения водкой.
В ходе путешествия епископ сталкивается с суровыми условиями сибирской природы и жестокостью диких людей. Он видит смерть собак, голод и обман со стороны крещённого проводника. Однако, в конце концов, встречает мудрость и бескорыстность своего некрещённого спутника-дикаря, который приносит ему еду и спасение.
В итоге епископ понимает, что Кириак был истинным проповедником Христа, а его подход к обращению язычников более эффективен, чем формальный крестительный обряд. Он возвращается в монастырь с новыми знаниями и уважением к народной вере, отдавая дань памяти Кириаку.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
События, происходящие в данном рассказе, случились в сентябре. Пес породы пойнтер по кличке Джек отправился за покупками с кухаркой Аннушкой. Он бежал впереди нее, поворачиваясь
Маленькой беленькой собачке-фокстерьеру по кличке Дашенька, появившейся на свет не так давно, рассказывают сказку о подвигах, совершенных в былые времена ее предком, беленьким песиком-фокстерьером, которого звали Фоксик.
Эта история произошла с Митькой Хряповым из-за новых штанов, которые купила ему мать. Когда он в них отправился гулять, мать предупредила: если он испортит новые штаны, то лучше пусть дома не появляется.
Эта историческая повесть рассказывает о событиях тех времен, когда Иван 3 намеревался освободить Русь от власти над ней Золотой Орды. Помехой стал ему в том великий город Новгород, провозгласивший о своей независимости.
Каштанка – это одинокая собака, которая стала таковой потому, что потеряла своих хозяев, которыми, по-видимому, очень дорожила. Эта собака, которая необыкновенно преданная, и к тому же, она еще и необычная.