Император Александр после Венского конгресса решил совершить путешествие по Европе, чтобы увидеть разные страны и познакомиться с людьми. Повсюду он проявлял дружелюбие, однако казак Платов, сопровождавший его, не одобрял этого, тоскуя по дому и стараясь пресекать чрезмерное увлечение государя иностранными вещами, указывая на достоинства России.
Англичане, желая произвести впечатление на Александра и отвлечь его от родной культуры, придумывали различные увеселения и демонстрировали свои заводы. Но Платов был против этого "шабаша" и решил не допустить демонстрации превосходства англичан. Когда император выразил желание посетить оружейную кунсткамеру, Платов молчаливо дал понять свое несогласие, а затем, уединившись, выпил стакан водки, помолился и уснул крепким сном, намекая на то, что утром все станет яснее.
В этот день государь с Платовым посетили Кунсткамеру. Здание поразило своим размахом и запутанной планировкой. Английские гости демонстрировали различные военные изобретения, но Платов оставался невозмутимым, напоминая государя о том, что донцы без этих приспособлений успешно вели войны.
Государь был впечатлен демонстрацией пистолета, якобы вырванного из-за пояса у разбойничьего атамана в Канделабрии. Однако Платов, не обращая внимания на протесты англичан, разобрал замок пистолета и обнаружил внутри надпись "Иван Москвин во граде Туле". Это открытие смутило англичан и поразило государя, который осознал наличие талантливых русских мастеров.
Платов, сконфузив англичан, вызвал у государя сожаление об их замешательстве. После посещения Кунсткамеры государь отправился на бал, а Платов заснул крепким сном, размышляя о странных переживаниях государя и удивляясь его сочувствию к англичанам. В это же время англичане готовились подстроить для государя новое "удивление".
Встретившись с Платовым, государь решил посетить новые кунсткамеры в Англии. Платов предложил собирать образцы внутри России, но государь настаивал на изучении зарубежного опыта и особенно производства сахара.
Во время осмотра англичане демонстрировали различные сорта сахара, а Платов усомнился в их превосходстве, предложив сравнить с русским сахаром "молва" из Бобринского завода. Англичане не знали этого термина, что стало поводом для насмешки со стороны Платова. Государь попросил его прекратить "портить политику".
Далее гостю показали коллекцию минералов и нимфозорий, включая уникальную крошечную блоху, выкованную из стали с заводным механизмом. Блоха танцевала под управлением ключика, который можно было увидеть только в мелкоскоп. Государь был впечатлен и наградил англичан миллионом, а они в ответ подарили ему блоху, но без бриллиантового футляра, объяснив, что это противоречит правилам казенной собственности. Платов возмутился таким "мошенничеством".
Государь оценил футляр в 5 тысяч и приказал выплатить эту сумму. Он поместил блоху с ключиком в бриллиантовый орех, а затем спрятал орех в свою золотую табакерку, хранящуюся в шкатулке с преламутом и рыбьей костью. В знак признания мастерства англичан государь заявил, что русские не могут им тягаться.
По возвращении в Россию отношения между государем и Платовым ухудшились из-за разных взглядов на английское искусство. Государь считал англичан непревзойденными мастерами, а Платов полагал, что русские способны на большее. По дороге в Петербург Платов с досады пил водку и курил табак, находясь в молчаливом разладе с государем, который отказался брать его на исповедь к Таганрогскому попаду Федоту из-за чрезмерного курения.
В этой главе рассказывается о необычной вещи, доставшейся императору Николаю Павловичу в наследство от его брата Александра Павловича - стальной блохе.
Блоха долгое время хранилась в шкатулке и переходила из рук в руки: сначала она досталась попу Федоту, затем Елизавете Алексеевне, а потом Николаю Павловичу. Изначально император не обращал на нее внимания, но любопытство взяло верх.
Придворные хотели выбросить диковинку, однако Николай Павлович приказал разобраться в ее происхождении. Химик определил, что это не настоящая блоха, а металлическая фигурка - "нимфозория".
К счастью, появился Платов, донской казак, который знал историю этой вещи. Он рассказал, что видел ее создание в Англии и продемонстрировал, как с помощью специального ключика можно запустить ее в движение.
Николай Павлович был впечатлен, но не захотел превозносить иностранные умения. Он поручил Платову отвезти нимфозорию тульским мастерам, чтобы те попытались создать что-то подобное и превзойти англичан. Император выразил уверенность в своих русских мастерах, подчеркнув, что надеется на их талант и преданность.
Платов, получив от царя стальную блоху (символ передовых технологий), обратился к тульским оружейникам с просьбой помочь разобраться с этим диковиной, учитывая хитрость англичан. Туляки ответили уклончиво, попросив время на размышления и предложив Платову уехать на Дон, оставив блоху им в надежном футляре.
Платов был недоволен их неопределённостью и пытался выведать планы тульских мастеров, но те продолжали увиливать, говоря лишь о надежде на божью помощь и нежелании подвести царя. В итоге, Платов, видя, что договориться не удаётся, доверил им блоху, поставив условие вернуть через две недели достойный подарок для царя, но предупредив о необходимости бережного обращения с деталями и сроках. Тульские оружейники заверили его в сохранности и обещали представить царскому величию нечто достойное, но конкретных планов так и не раскрыли.
После отъезда Платова из Тулы трое самых умелых оружейников — косой левша с характерным пятном на щеке и вытертыми во время работы висками — тайно покинули город, ничего не сказав своим близким.
Сначала предполагалось, что они отправились в Киев, чтобы посетить святых угодников или посоветоваться с кем-то из духовных лиц. Но это было лишь частично верно: путь до Киева был слишком далек и долг для выполнения поставленной задачи.
Позже возникли слухи о том, что мастера обманули Платова, а потом испугались и бежали, украв ценные вещи, включая золотую табакерку и бриллиант. Однако эти предположения считались необоснованными, учитывая мастерство оружейников, на которых возлагали большие надежды.
В этой главе рассказывается о туляках, известных своим мастерством в металле и глубокой религиозностью. Они ценятся на святом Афоне за свою деловитость и способность собирать пожертвования для церкви.
Три тульских мастера, поддерживающие Платова, направляются к древней иконе Николая Чудотворца в Мценске, а не в Киев или Москву. Эта икона, известная своим "военным одолением", особенно почитаема как покровительница торговли и военного дела.
Мастера тайно работают в доме Левши, скрываясь от любопытных глаз. Они куют что-то неизвестное в течение нескольких дней, не выходя из дома и отказываясь отвечать на вопросы соседей. Несмотря на все попытки узнать секрет их работы, им это не удается. Работа продолжается до возвращения Платова с Дона к государю.
Платов мчался в Тулу с огромной скоростью и церемонией. Чтобы подгонять лошадей, два казака на козлах хлестали ямщика нагайками, заставляя его скакать. Платов лично следил за порядком, выталкивая из коляски дремавших казаков.
Прибыв в Тулу, они проскочили мимо Московской заставы и лишь потом остановились для смены лошадей. Сам Платов даже не вышел из коляски, а нетерпеливо ждал мастеровых, которым поручил важную задачу – показать англичанам русское мастерство. Он посылал гонцов одного за другим, чтобы ускорить их работу и проявлял крайнее нетерпение, демонстрируя свою одержимость скоростью и аккуратностью ради пользы России.
В это время тульские мастера заканчивали свою работу. Свистовые, прибывшие за результатом, не смогли ворваться в мастерскую, несмотря на попытки выбить двери и крышу. Они были возмущены тем, как мастеров "ошибает спираль" от несвежего воздуха в тесной комнате после работы. Мастера же отвечали, что заканчивают работу и скоро ее покажут. После того, как последний гвоздь был забит, мастера поспешили к важному лицу, даже не успев толком одеться. У одного из них была царская шкатулка с аглицкой стальной блохой.
В этой главе Платов получает от оружейников в Петербурге табакерку с бриллиантовым орехом и "английской блохой" внутри. Оружейники утверждают, что это и есть их работа, но отказываются объяснять ее смысл, говоря, что все понятно по виду вещи. Платов недоумевает и требует ключ от блохи, однако из-за своих неловких пальцев не может его достать.
Разгневанный Платов обвиняет оружейников в безделии и угрожает им расправой. Туляки отвечают ему, что должны терпеть все обиды, поскольку он послан государем. Чтобы добиться раскрытия секрета изготовления "блохи", Платов хватает косого левшу и приказывает везти его в Петербург для допроса.
Несмотря на протесты оружейников, Платов увозит левшу, угрожая ему своим шрамом вместо тугамента (документа, разрешающего возвращение). В итоге, Платов прибывает во дворец с табакеркой и пленником, готовясь представить свою добычу государю.
Платов, опасаясь вопросов о блохе, которую ему поручил государь проверить, тайно привез её во дворец и спрятал шкатулку с блохой за печкой. Он попытался отвлечь внимание государя докладом о казачьих междоусобицах, но Николай Павлович не забыл про свою нимфозорию (сложный механизм) и тульских мастеров. Платов пытался убедить его, что мастера ничего нового не сделали, однако государь, будучи уверенным в гениальности своих мастеров, потребовал показать блоху.
Государь вынул из шкатулки золотую табакерку с бриллиантовым орешком, внутри которого лежала блоха. Принцесса Александра Николаевна пыталась завести "брюшную машинку" в этом механизме, но блоха оставалась неподвижной.
Платов понял, что русские мастера скрывали от него важные детали и начал избивать левшу, обвиняя его в порче изделия. Левша парировал, предложив рассмотреть механизм в мелкоскоп, и пообещал дать Платову "отпор".
Пока Платов бежал к царю сообщать о случившемся, он молился, а придворные сторонились его, опасаясь за его положение. Они не любили Платова за его храбрость и предсказывали ему изгнание из дворца.
Государь, получив от Платова левшины слова о блохе, решил сам изучить ее через мелкоскоп. Однако, несмотря на все попытки рассмотреть насекомое, ничего не удалось увидеть. Тогда государь вызвал левшу, явившегося в неряшливом виде. Левша просто ответил на вопросы государя, не пытаясь льстить. Он объяснил, что для наблюдения через мелкоскоп нужно рассматривать блоху по отдельности, начиная с ее ножки и пяточки. После того как государь увидел блоху под мелкоскопом, он был поражен и обнял левшу, заявив, что его русские люди не могут его обмануть, и что они даже сумели приковать английскую блоху к подкове.
В этой главе рассказывается о том, как царь и придворные были поражены искусностью подкованной блохи, выполненной левшой. Левша объяснил, что на каждой подковке выгравировано имя русского мастера, создавшего ее. Он также заявил, что гвоздики, которыми прибиты подковы, настолько малы, что их невозможно рассмотреть даже в самый мощный микроскоп, так как он сам их и выковал.
Царь был впечатлен мастерством левши и великодушно простил его за возможные неудобства. Левшу решили отправить в Англию с подкованной блохой в качестве подарка, чтобы продемонстрировать европейцам русское умение. Для сопровождения были назначены ученый курьер и сам левша.
Платов благословил левшу и прислал ему кислярку на дорогу, а граф Кисельбург организовал его торжественную подготовку: обмыли в бане, остригли, переодели в парадный кафтан, напоили чаем с кисляркой и затянули поясом. После этого левшу отправили в Лондон, что положило начало его зарубежным приключениям.
В этой главе курьер привозит левшу в Лондон, где его сразу представляют англичанам, заинтересованным в изучении его мастерства по ремонту сломанной имфозории. Левше, несмотря на языковой барьер, находит способ заказывать еду, но отказывается от английской кухни и водки, предпочитая русские песни и ожидание курьера с баклажкой.
Англичане внимательно изучают нимфозорию под микроскопом и стремятся встретиться с левшой лично. Они оказывают ему почести, угощают вином и расспрашивают о его жизни и науках. Левша признается в своей преданности России и русской вере, объясняя свою привычку креститься левой рукой тем, что он — левша.
Разговор заходит о религии, образовании и обычаях. Левша удивляет англичан своим знанием "Полусонника" и отстаивает превосходство русской веры с аргументом о наличии святых икон и мощей. Он отказывается от предложения остаться в Англии и жениться на английской девушке, ссылаясь на свою приверженность родине и нежелание создавать проблемы для своей пожилой матери.
Левша объясняет англичанам русский обычай сватовства с помощью "разговорной женщины", но подчеркивает, что ему чужды подобные чувства к иностранкам. Он также критикует английский женский костюм за чрезмерную вычурность и сравнивает его с обезьяньим нарядом.
Несмотря на все усилия, англичане не могут убедить левшу изменить свои взгляды и остаться в Англии, но договариваются показать ему местные заводы и вернуть обратно в Петербург на своем корабле.
В этой главе рассказывается о путешествии Левши в Англию и его возвращении домой.
Англичане с большим интересом показывали Левше свои фабрики и заводы, впечатляя его уровнем организации труда и заботой о рабочих. Рабочие были хорошо одеты, обуты и работали с пониманием процесса, используя инструменты для контроля качества.
Левша больше всего интересовался не новыми ружьями, а старыми, считая их превосходящими русские аналоги. Он спрашивал англичан, видели ли русские генералы оружие в Англии, и внимательно изучал детали. Затосковавшись по Родине, Левша попросил отпустить его домой, несмотря на осеннюю бурю.
Его одели тепло и отправили на корабль в Россию. На корабле Левша томился, постоянно глядя в сторону России. Пол-шкипер, умевший говорить по-русски, впечатлился стойкостью Левши и предложил ему пари: кто кого перепьет. Левша согласился, решив, что это скрасит долгое путешествие.
Двое моряков - русский левша и англичанин - поспорили о цвете черта, вынырнувшего из моря. Левша утверждал, что это рыжий черт из пучины, а англичанин настаивал на том, что это лишь морской водоглаз. Разгоряченные спором и выпивкой, они чуть не подрались, но были остановлены матросами и заперты до прибытия в Петербург. Капитан, опасаясь возгорания спирта в их животах, приказал дать им ром, вино и холодную пищу, но без горячего. По прибытии в Петербург моряков разъехались: англичанина повезли в посольство, а левшу - в неизвестном направлении, что стало началом расхождения их судеб.
После приезда в посольский дом к нему немедленно вызвали врача и аптекаря. Они поместили его в теплую ванну, дали гуттаперчевую пилюлю, укрыли шубой и запретили кому-либо мешать ему потеть. Вскоре им была приготовлена еще одна пилюля, которую оставили рядом с ним. Полковник пришел в себя, съел сытный завтрак и начал искать Левшу.
После схватки Левша был найден без сознания и не мог ничего объяснить. Его обыскали, отобрали вещи, а затем начали перевозить в больницу, но из-за отсутствия документов и уклонения извозчиков, его пересаживали с саней на сани несколько раз, подвергаясь при этом унижениям и избиениям. В итоге Левшу доставили в Обухвинскую больницу для умирающих, где посадили в коридор до разбирательства.
В этой главе рассказывается о последних днях жизни Левши и его предсмертном предупреждении.
Левша, несмотря на свою крошечную комплекцию, пытается передать важное сообщение графу Клейнмихелю через англичанина, но тот получает отпор за упоминание "души человечкина". По совету Платова, англичанин обращается к Скобелеву, который понимает проблему и вызывает доктора Мартын-Сольского.
Однако, когда Мартын-Сольский прибывает, Левша уже умирает. В последние минуты он успевает попросить передать государю о том, что чистка ружей "кирпичом" делает их непригодными для стрельбы.
Мартын-Сольский пытается донести эту информацию через графа Чернышева, но тот грубо отчитывает его и запрещает вмешиваться в военные дела. В итоге предупреждение Левши так и не доходит до царя, и чистка ружей продолжается. В заключение подчеркивается, что если бы вовремя прислушались к словам Левши, Крымская война могла бы сложиться иначе.
В этой главе автор размышляет о легенде о тульском левше - гениальном оружейнике. Он отмечает, что хотя история эта и является баснословной, её не стоит забывать, так как она отражает дух эпохи и народную фантазию. Автор подчеркивает, что такие выдающиеся таланты, как левша, в наше время ушли в прошлое благодаря развитию машинного производства, которое нивелирует индивидуальные способности и не способствует развитию артистизма. Несмотря на это, работники с гордостью и любовью вспоминают о старине и её эпосе, пропитанном "человечкиной душой".
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Александра Романовича принято считать основоположником советской фантастики. За 16 лет творческой деятельности А. Р. Беляев написал 17 романов и около 30 повестей и рассказов.
Майор Щелколобов слышит разговор своей молодой жены с кузеном и узнает об их неприязни к
Действие происходит поздним вечером в комнате хижины, принадлежавшей дровосеку и его семье. Тусклое освещение все же дает возможность рассмотреть дремлющих животных, обстановку вокруг уснувших детей по имени Тильтиль и Митиль
Главный герой произведения Антуан Рокантен ведет дневник, с помощью которого он надеется докопаться до истины, разобраться в изменениях, происходящих в мире и в нем самом. Осознание мира дается герою нелегко, его постоянно преследует тошнота
Одоевский был русским писателем, философом, музыкальным критиком, так же писал мистические повести и рассказы. И это только малая часть того, чем занимался Владимир Федорович