Краткое содержание Кадетский монастырь по главам Лескова

Глава 1

В мире есть много хороших людей, которых мы просто не замечаем. Автор вспоминает о таких людях из старых времен, когда быть добрым было сложно. Он хочет рассказать о четырех праведниках, которые жили в то время, но уверен, что тогда их было гораздо больше.

Глава 2

История происходит в Первом петербургском кадетском корпусе. Раньше корпус был разделен на возрастные группы с иностранными учителями ("аббатами"), которые хорошо знали языки и готовили будущих послов. Но император Павел изменил это, убрал "аббатов" и назначил русских офицеров. Из-за этого образование ухудшилось, а знание языков пропало. Автор помнит те времена и уверен, что тогда было много честных и умных людей, несмотря на то, что о них часто думали плохо. Он хочет рассказать, как его учили эти люди, потому что верит, что хороший пример - это лучшее воспитание.

Глава 3

Первый праведник – директор корпуса, генерал-майор Перский. Его семья когда-то получила землю от Екатерины II, но чиновник Аракчеев хотел её забрать. Отец автора смог защитить свою землю, подняв шум. Когда автор и его брат поступили в корпус, отец попросил Перского о заботе. Перский ответил им, чтобы вели себя хорошо, слушались начальство и не выдавали шалости товарищей, иначе их никто не спасет. В корпусе за это называли "подъегозчик" и жестоко наказывали. Перский был очень аккуратным и всегда одетым по форме, он служил примером для кадетов. Он постоянно обходил классы, следил за учебой и давал строгий урок тем, кто учился плохо – касался их лба пальцем и говорил: "Ду-ур-ной кадет!".

Глава 4

Перский жил очень скромно, как монах. Он не ходил в гости и не принимал гостей у себя дома. Его квартира была простой, а помогал ему только вестовой Ананьев, который следил за его одеждой и приносил еду из общей кадетской столовой. Перский внимательно изучал успеваемость каждого ученика и знал всех по имени. Он не любил телесные наказания, поэтому их применяли ротные командиры. Вечером Перский читал книги на разных языках, чтобы поддерживать свои знания. Автор считает, что Перский был настоящим праведником, потому что он был честным человеком и воспитанником этого же кадетского корпуса, олицетворяющим его дух и традиции.

Глава 5

Ребята из кадетского корпуса оказались свидетелями бунта декабристов. Их корпус был расположен рядом с Исаакиевской площадью, и они видели, как солдаты-бунтовщики раненые бежали по льду реки Невы к их корпусу. Кадеты помогли им: подняли на руки, уложили, перевязали своими платками и даже накормили, поделившись своим ужином. Они не скрывали этого поступка и рассказали обо всем директору корпуса.

Глава 6

В корпус неожиданно приехал император Николай Павлович и был очень зол из-за того, что произошло. Директор Перский доложил ему о ситуации, но спокойно ответил на упрёки о том, что в корпусе "нехороший дух", напомнив об истории корпуса и его выдающихся выпускниках. Император узнал, что кадеты помогали раненым бунтовщикам, но Перский объяснил это тем, что так их учили: сражаться с врагом, но потом заботиться о раненых.

Глава 7

Через год после бунта в корпус приехал новый директор – генерал Демидов, суровый и беспощадный человек. Он хотел наказать виновных и потребовал составить список "худших" кадет, которых он собирался отправить служить унтер-офицерами. Директор Перский выступил против этого, сказав, что это ответственность воспитателей, а не детей, и предложил поговорить с родителями.

Глава 8

Демидов всё же отправил несколько кадет в полки унтер-офицерами, чем сильно напугал остальных. Но Перский поддержал ребят и помог им сохранить достоинство. Когда Демидов попытался расположить к себе кадетов дорогими конфетами, они отказались их есть в знак протеста.

Глава 9

Кадеты тайно выкинули все конфеты, чтобы показать свое несогласие с действиями Демидова и свою верность принципам товарищества. Они не хотели быть подкупленными и готовы были противостоять несправедливости, несмотря на опасность. Директор Перский помог им в этом, поддерживая их дух и защищая от чрезмерной строгости Демидова.

Глава 10

Рассказ о экономе корпуса – Андрее Петровиче Боброве, верном помощнике директора Перского. Он был добрым и заботливым человеком, который очень любил кадетов. Несмотря на свой скромный внешний вид и небрежность в одежде, он честно выполнял свои обязанности и заботился о благополучии всех воспитанников корпуса, даже отказываясь от положенного жалованья.

Глава 11

Бобров был очень хозяйственным человеком и почти никогда не выходил из корпуса кадетского училища. Он заботился о том, чтобы у всех учеников было всё необходимое – еда, тепло и чистота. Кадетов он ласково называл "мошенниками".

Он вставал очень рано и следил за тем, чтобы ребята хорошо питались. Даже сам государь (то есть будущий царь) когда-то ел с ними за одним столом! Бобров любил кормить, поэтому порции были большие, а белье меняли три раза в неделю. Он был добрым и немного баловал кадетов, особенно тех, кого наказывали.  Он тайно помогал им, даже если это было не по правилам. Особенно он заботился о тех, кто сидел под арестом – приносил им еду тайком от всех. Кадеты очень любили Боброва и часто носили его на руках!

Глава 12

Когда кадеты заканчивали училище, их ждало не всегда хорошее будущее - маленькая зарплата. Но Бобров помогал всем бедным выпускникам, даря им серебряные ложки и белье, чтобы они могли угостить друзей или просто жить лучше. Он говорил, что это нужно для товарищества, и оно действительно было крепким у кадетов! Бобров очень переживал за ребят и был трогательным человеком. Ему даже Рылеев написал стихотворение!

Глава 13

Доктором в училище был Зеленский. Он тоже почти не выходил из училища, жил прямо в лазарете (больнице) и постоянно навещал больных, даже ночью!  Он был очень опрятным и внимательным к здоровью кадетов. Зеленский старался не лечить, а предотвратить болезни, поэтому он тщательно следил за гигиеной.

Глава 14

Доктор Зеленский был строгим с прислугой и наказывал их (давал по зубам), если они плохо выполняли его указания по поддержанию чистоты. Но он делал это не потому, что был злым, а потому что очень хотел, чтобы ребята не болели! Он сам ел ту же еду, что и кадеты, и осматривал их даже в бане, проверяя, всё ли у них хорошо.

Глава 15

Доктор Зеленский заботился о каждом ученике и следил за тем, чтобы температура в классах была подходящей. Он хотел, чтобы все были здоровы и счастливы. Его главной радостью было видеть, как дети растут крепкими и сильными!

Глава 16

Доктор Зеленский очень любил умных ребят из кадетского корпуса. Когда они заканчивали обучение, он тайно брал самых лучших и прятал их в лазарете (больнице), чтобы читать им хорошие книги и разговаривать с ними о разных интересных вещах. Он делал это, потому что новый начальник корпуса, Демидов, запретил всем учиться и даже читать книги! Демидов заставлял всех молчать и ничего не понимать, закрыл библиотеку и музеи, а тех, кто тайно писал или читал, наказывал розгами. Раньше из этого корпуса выходили умные люди, которые могли работать кем угодно, даже дипломатами, но теперь это было невозможно.

Глава 17

Доктор Зеленский переживал за ребят, ведь они выходили из корпуса совсем не готовыми к жизни! Он хотел хоть немного разбудить в них любопытство и помочь им думать самостоятельно. Он знал, что без знаний их легко обмануть. Поэтому он тайно занимался с ними, читал книги и рассказывал интересные истории. Одна из таких историй про старого доктора, который лечил больного неправильно, давая слишком много лекарства, только чтобы убедиться, что его метод работает. Зеленский был бедным, но посвятил всю жизнь своим ученикам.

Глава 18

В корпус присылали священника (архимандрита), чтобы учить ребят вере. Один архимандрит был особенно хорошим и любимым. Он разговаривал с кадетами как с друзьями, отвечал на их вопросы и помогал им понимать сложные вещи. Ребята рассказывали ему о своих проблемах, например, о том, что Демидов не разрешает читать книги. Архимандрит советовал им учиться всю жизнь и быть любознательными.

Глава 19

Демидов был очень лицемерным – он постоянно крестился и молился, но ничего не понимал в религии. Он запрещал обсуждать веру и считал себя самым праведным. Архимандрит же учил ребят по-другому – искренне и просто. Однажды архимандрит публично раскритиковал ханжество Демидова в своей проповеди, хотя и не называл его имени.

Глава 20

Демидов был очень суеверным человеком: верил в плохие и хорошие дни, боялся крестов и священников. Кадеты заметили это и начали подшучивать над ним, расставляя маленькие крестики на его пути. Демидов пугался и обходил их стороной. Архимандрит узнал об этих шалостях и запретил ребятам так делать, потому что это было неуважительно по отношению к вере. А потом он произнес проповедь, в которой раскритиковал суеверия Демидова, хотя и не называл его имени. Демидов очень обиделся, но ничего не мог сделать. Вскоре после этого архимандрита больше не стали присылать в училище.

Глава 21

Демидов очень рассердился на архимандрита за критику и пошел жаловаться. Архимандрит же продолжал учить ребят, но вскоре его уволили из корпуса и запретили присылать священников впредь.

Глава 22

Рассказчик заканчивает свой рассказ о докторе Зеленском и архимандрите, говоря о том, что хотя их методы обучения могли быть не современными, они были очень важными для тех ребят. Они помогали им расти умными, честными и добрыми людьми. Такие люди, даже если не занимают видные посты, могут сильно влиять на историю.

Прибавление к рассказу о кадетском монастыре

В Кадетском корпусе жил замечательный повар по имени Кулаков. Он был честным и трудолюбивым, и эконом Андрей Петрович Бобров очень его уважал. Когда Кулаков внезапно умер прямо у плиты, все в корпусе расстроились. После него никто не мог приготовить картофель так вкусно, как он – после смерти Кулакова картошка стала водянистой и совсем не похожей на масло. Бобров очень переживал из-за этого и даже ссорился с другими поварами, но секрет вкусного картофеля был утерян вместе с Кулаковым. В память о нём кадет Рылеев написал стихотворение под названием «Кулакиада», восхваляя Кулакова и Боброва.

Бобров каждый день отчитывался перед директором корпуса, Михаилом Степановичем Перским, о том, как дела в столовой. Он писал рапорты на листе бумаги, складывал его вчетверо и клал за кокарду своей треуголки. Бобров часто забывал или терял шляпу по дороге к директору. Кадеты решили подшутить над ним: они переписали «Кулакиаду» на лист бумаги такого же размера и подменили рапорт стихотворением.

Бобров, ничего не подозревая, отнес директору Перскому "рапорт". Перский удивился, увидев вместо доклада стихи, и рассмеялся. Он спросил Боброва, с каких пор он стал поэтом. Бедный Бобров был в полном замешательстве! Он прочитал странные строчки и понял, что произошло нечто непонятное. Перский начал читать стихотворение вслух, а Бобров сильно расстроился и даже заплакал.

Вскоре выяснилось, что автором «Кулакиады» был кадет Рылеев. Бобров сначала очень разозлился, ведь он считал, что его осмеяли! Он кричал на Рылеева: "За что ты меня так опозорил?". Но Рылеев искренне раскаялся и попросил прощения. Бобров был добрым человеком, хоть и вспыльчивым, и быстро простил кадета. Он только сказал Рылееву, что литература – это плохо и не приносит счастья. Говорят, старик даже предсказал печальную судьбу самого Рылеева.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Кадетский монастырь по главам. Картинка к произведению

Кадетский монастырь по главам кратко за 2 минуты

Сейчас читают