Краткое содержание Кадетский монастырь Лескова

Рассказчик вспоминает о годах учения в Первом петербургском кадетском корпусе. Это было в эпоху правления Николая Первого. По мнению рассказчика, праведники не перевелись и в это время, и хочет рассказать о людях, которых он считает такими. Все они встретились ему в корпусе, который сравнивается с монастырем.

Первый – директор-инспектор генерал-майор Михаил Степанович Перский. Это человек, преданный корпусу и кадетам, своей семьи у него нет. Пользуется доверием воспитанников и всегда старается защитить их, не боясь возражать даже императору.

 Во время пребывания рассказчика в корпусе происходит восстание декабристов. Как следствие, ужесточаются правила распорядка в учебном заведении. Оно находится под подозрением у высшего начальства, так как именно в этом корпусе учились некоторые декабристы. Доходит до того, что кадетам даже запрещено читать книги, им почти не дают знаний.

Второй из праведников – это  эконом Андрей Петрович Бобров. У него также нет своей семьи, вся его жизнь посвящена кадетам, для которых он ничего не жалеет, даже тайком кормит посаженных в карцер, что строго запрещено. Бобров всегда плохо одет: все свое жалованье он тратит на белье и серебряные ложки для выпускников, среди которых очень много бедняков.

Третьим праведником рассказчик считает доктора Зеленского, который все свое время и силы отдавал наблюдению за здоровьем кадетов, лечению больных. В трудные годы, когда новый директор всех кадетских корпусов Демидов «закручивает гайки», доктор идет против начальства. Объявив подлежащими госпитализации самых способных учеников, он помещает их в лазарет, где дает читать хорошие книги и ведет с ними беседы о жизни. Это дает возможность кадетам получить хоть какие-то знания, ведь по приказу Демидова обучение наукам практически не ведется, уничтожена библиотека корпуса.

Наконец, четвертый праведник, по мнению рассказчика, это архимандрит. Его уроки были простыми и интересными, проповеди – теплыми и душевными. Кадеты очень любили просто поговорить с архимандритом. Демидов же считал себя верующим человеком, а на деле был невеждой и ханжой. Проповеди архимандрита раздражали его. Однажды в храме после службы Демидов поздоровался с кадетами, они были вынуждены ответить. Архимандрит заметил им, что в храме чествовать кроме бога никого нельзя. Демидова это очень разозлило, и с тех пор в корпусе не было архимандрита.

Главная мысль

Основная мысль рассказа – праведники существуют не только в древних легендах, но и в современное время. Это люди-труженики, самоотверженные, преданные делу, которому служат, не ищущие славы и наград. Не боясь наказания от начальства, они готовы защищать своих воспитанников от любой несправедливости, от унижения, своим поведением и образом жизни показывая пример. Неудивительно, что кадеты стремятся быть похожими на них и хранят память о своих учителях.

Пересказ

В рассказе Николая Лескова «Кадетский монастырь» автор поднимает вопрос о существовании праведников в России, приводя в качестве примера своих собственных наблюдений, сделанных во время учебы в кадетском корпусе Петербурга. 

Рассказ начинается с философских размышлений автора о нравственности и доброте. Он вспоминает годы юности, проведенные в стенах корпуса, где, по его убеждению, встретил четырех истинных праведников – людей, чья жизнь была примером самоотверженности и служения другим.

Чтобы лучше понять атмосферу кадетского корпуса, Лесков обращается к его истории, начиная с эпохи императора Павла I, который заложил основы воспитания в этом заведении. 

Первым из "праведников" автор представляет Михаила Степановича Перского – генерала и директора корпуса. Он воспитал мальчиков на принципах чести и товарищества, считая донос неприемлемым грехом. Перский был настоящим отшельником, посвятив свою жизнь кадетскому корпусу. Для него воспитанники были как его собственные дети.  Он всегда был рядом с ними, заботился о них и в сложный период бунта декабристов 1825 года принял на себя ответственность за действия кадетов, которые помогали раненым солдатам Московского полка.

Следующим праведником Лесков называет Андрея Петровича Боброва – эконома корпуса. Бобров провел более сорока лет в стенах кадетского училища, посвятив свою жизнь благоустройству и заботе о воспитанниках. Он стремился к тому, чтобы дети ни в чем не нуждались, и его искренняя любовь к ним была взаимна. 

Третьим праведником является доктор Зеленский, представитель новой медицинской школы. Он редко применял лекарства, предпочитая профилактику болезням. Зеленский заботился о здоровье каждого ребенка из 1300 учащихся корпуса. Для него помощь людям была не работой, а смыслом жизни. Он прививал воспитанникам любовь к знаниям, давая им читать умные книги и ведя беседы на разные темы.

В заключение Лесков подчеркивает, что эти люди – истинные праведники, воплотившие в своей жизни идеалы самоотверженности, любви к ближнему и преданности делу, которому служат.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Кадетский монастырь. Картинка к рассказу

Кадетский монастырь кратко за 2 минуты

Сейчас читают