Это очередная быль, рассказанная дьяком, вошедшая в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Опять речь ведет рассказчик о своем деде. Сам в то время был он еще молод.
Как-то раз отправился отец рассказчика в Крым. Поехал туда он, чтобы продать табак. С собою взял одного из сыновей своих, которому было еще три годика. А рассказчик, тогда еще молодой парень, остался дома с еще двумя братьями, матерью и дедом.
А дед их засеял тогда баштан, который находился почти на самой дороге и жить перебрался на лето к нему поближе. Ребятишек он тоже с собой взял. Они гоняли птиц с гряд. Еще и выгода была всем неплохая: дыни да арбузы у проезжих выменивали на что-нибудь другое.
И вот, как-то вечером показались на дороге чумацкие возы. Когда они приблизились, то оказалось, что чумаки эти – давнишние знакомые деда. Стал он их угощать, да разговоры пошли меж ними. Сколько-то времени прошло так и тут дед, глядя на своих внуков, попросил их танцевать. А глядя на хлопцев, в пляс пустившихся, и сам он не выдержал, захотелось стариной тряхнуть казаку. И – пошел отплясывать!
Все бы хорошо, удавалось деду такие крендели выписывать, что всем на загляденье было. Но, дошел только он до середины баштана, как ноги его словно одеревенели и двигаться не хотели. Заново начал выплясывать старый казак, но, каждый раз доходя до того самого места, опять не мог он ногами шевелить. Смекнул тут дед, что место-то это, видать, проклятое и угостил он в сердцах черта таким ругательством, пожелав ему издохнуть. А позади себя услышал он смех чей-то.
Оглянулся назад дед и видит: ни баштана нет, ни знакомых его, а стоит он средь поля. Приглядевшись, стал он места узнавать. Потом, набрел на дорожку, а чуть поодаль от нее увидел он могилку. А на ней свечка горела. Тут дед подумал, что, верно, не иначе, как клад там припрятан. Но ни лопаты, ничего другого подходящего при нем не было. А по сему решил он позже сюда вернуться и, отломив ветку от дерева, положил ее на могилку, чтобы узнать ее потом. И пошел старый казак домой.
Дома об этом своем похождении никому он рассказывать не стал. А на следующий вечер пошел на то самое место, где, как он думал, клад припрятан. Но места этого не нашел он. Обругав опять черта, за то, что он голову ему морочит, отправился дед ни с чем домой. Там он опять отмолчался о том, где его носило.
На следующий день, поужинав, взял дед заступ и пошел на баштан для того, чтобы вскопать там новую гряду. Вот, дошел до того места, где не вытанцовывалось. И, вспомнив о чертовых кознях, прямо в самой середине этого места ударил он заступом о землю. И тут, очутился вновь он близ могилки, на которой свечка горела. И ветка все на том же месте лежала, куда он ее и положил.
Обрадовавшись, что есть чем копать, принялся казак за дело. И докопал он до большого горшка. Стал он вытаскивать его из ямы. Тут, вдруг, показались страшные лица и послышались голоса их, повторявшие каждое слово за дедом. Это нечистая сила попыталась испугать его. Дед, хоть и немного перепугался, решил не отступать и, достав-таки горшок, пошел с ним домой.
А придя и открыв горшок дома, обнаружил он, что вместо золота лежит там хлам всякий. А ведь он еще перед своими похвастался находкой своей! Раздосадовал дед тут совсем на черта и зарекся отныне никаких дел с ним не водить и наваждению более не поддаваться. И этому же наставил он детей своих.
Мораль этой истории в том, что не стоит поддаваться искушению легкой наживы, веря при этом в невозможное и доверяя тем, с кем лучше вообще никаких дел не иметь. Нужно держать ухо в остро с незнакомыми или малознакомыми людьми.
Однажды, возвращаясь с рынка после продажи табака, дед застает на баштане чумаков и устраивает им угощенье дынями, но вскоре замечает странное поведение дедушки: ноги не слушаются, как будто что-то дергает его, и он начинает танцевать, хоть и неумело.
Вдруг, дед внезапно теряет контроль над собой и начинает танцевать, словно под чьей-то силой. Он танцуя, замечает странные вещи: место вокруг него как будто меняется, лес, гумно, голубятня то здесь то нет.
Вдруг дед просыпается в другом месте с котлом в руках и видит что-то страшное, кажись, чудовище с огромным носом и глазами, он испугался и бросился бежать.
Вернувшись домой, он обнаруживает, что его облили горячими помоями, как свинью перед Рождеством. В котле оказалась не золото, а просто сор.
С тех пор дед стал крестить себя, когда слышал о чем-то неспокойном месте. И на том месте где не вытанцевал, посадил плетень и сбрасывал туда весь бурьян из баштана.
В итоге, рассказ повествует о том как дедушка сталкивается с колдовством, и его тянет танцевать, а потом он видит чудовище, а потом оказывается в грязи.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Молодые супруги наслаждались прогулкой по дачной платформе в компании луны и ароматов цветов. Их счастье
Мы с братом любили баловаться созревшими одуванчиками. Позову Серёжку, и летит от меня белое облако семян. А он повторяет. Мы их считали просто сорняками и рвали, только для смеха.
Николай Михайлович Карамзин был рожден в семье дворян. Сначала он учился дома, а потом поехал в пансион. Писатель с детства увлекался языками. Это увлечение сказалось на дальнейшем творчестве автора.
«Волоколамское шоссе» занимает центральное место в литературном наследии Бека Александра. Произведение создано во время Великой Отечественной войны. Первая публикация произведения вышла с черновым названием «Панфиловцы на первом рубеже».
Повесть «Белый пудель» рассказывает историю Назара Чагатаева, молодого выпускника экономического института. На вечеринке по случаю