В этом произведении рассказывает дьяк о приключениях своего деда, которому пришлось с нечистью в карты играть.
Все началось с того, что гетман поручил казаку доставить к царице грамоту. Тот не долго в путь собирался, а бумагу зашил в свою шапку. Сел на коня и отправился в дорогу.
Доехал дед к следующему утру до Конотопа. А там была ярмарка. Вспомнив, что нет у него ни табака, ни огнива, отправился казак по ярмарке разгуливать. Тут познакомился он с запорожцем. По всему видать было, что тот – гуляка. Погуляли они, разговорились. И, решили они путь дальше вместе держать. Пристал к ним и еще один новый знакомый.
Под вечер выехали путники в поле. Тут начал запорожец диковинные истории рассказывать. А потом сознался товарищам своим новым, что продал душу он черту и сегодня срок его ходить по белому свету, как раз, и заканчивается. Попросил он их о помощи. Казаки согласились, пообещав, что не отдадут нечистому души христианской.
Вот, к ночи добрались они до шинка, где и остались на ночлег. Помня о своем обещании, дед изо всех сил старался не спать, а второй новый его знакомый уснул и пробудить его не представилось уже возможным. Пришлось одному деду стеречь запорожца. Начало ему уже и казаться, что рядом черт. Но, сон сморил и его. А проснувшись, не нашел уже он своего знакомого. Мало того, вместе с ним и конь пропал. А самое страшное было то, что давеча обменялся наш герой с запорожцем шапками. И ее, вместе с зашитой туда грамотой, тоже черт утащил.
Досадно стало деду на себя самого, что сглупил так, да что ни слова своего перед товарищем сдержать не смог, ни поручения гетманского выполнить. Поговорив с другими постояльцами, решил он отыскать черта и грамоту вернуть. Путь ему указал хозяин шинка.
Вот уже и пробирается глухой ночью казак по лесу сквозь бурелом по указанной дороге. Добрался до реки, где и должен был он нечистого найти. Видит казак: сидят на другом берегу ее люди возле костра. Перебрался по мосту он к ним и присел рядом. Сколько не пытался с ними разговор завести, те упорно молчали. Казак понял уже, что эта компания и есть отродие бесовское. Вспомнил он и совет хозяина шинка, о том, что взять с собой деньги нужно, так как это все любят: и люди, и черти.
Бросил казак им деньги, они вмиг свое обличье истинное приобрели. Принялась нечисть плясать, да человека к себе тащить. Тут и заявил дед о своем намерении шапку свою от них назад получить. Одна ведьма, которая, по видимому, старшей была в этой компании, сказала, что получит он шапку свою, коли с ней в дурака сыграет. Условие было такое, что если хоть один раз из трех выиграет казак, то может шапку забирать. Ну, а если ни разу, то не видать ему и света белого.
Деваться ему некуда было, согласился. Два раза проиграл он. Тут, дошло до казака, что дурит его ведьма. Догадался он незаметно перекрестить свои карты. И – выиграл!
Шапку свою заполучил он назад. Но, показалось этого мало ему, стал он требовать, чтобы вернули ему черти коня. В ответ они показали ему на кости – то, что от лошади осталось. В замен своего, выпросил казак у них другого, который и доставил домой его.
После этого приключения казак, взяв другого коня, не мешкая, теперь уже, поехал прямо к царице и грамота была им ей лично в руки вручена.
Этот рассказ учит тому, что коли взялся поручение выполнять, то делать нужно, коли слово дал – надо держать. Ведь по причине того, что замешкался в пути и нажил казак себе приключений таких. Ну, а если уж оплошал, то исправлять нужно.
Рассказчик, дьяк Фома Григорьевич из Диканьки, повествует о приключениях своего деда, молодого казака, отправленного гетманом с важным посланием для царицы.
В пути казаки заночевали в Конотопе и там подружились с запорожцем, который, как оказалось, заключил давнюю сделку с нечистой силой. В эту самую ночь черт должен был забрать его душу. Запорожец просил казаков не спать и защитить его от демонов, но те, уставшие от дороги, крепко уснули.
Утром друзья обнаружили, что запорожец исчез, вместе с ним пропал конь деда Фомы и шапка с гетманской грамотой. Шинкарь, узнав о случившемся, посоветовал деду отправиться в лес, где цыгане куют железо, пойти на стук их молотков и свернуть на тропинку через терновник. Там, у реки, он встретит того, кто ему нужен. Шинкарь также посоветовал взять много денег.
Следуя указаниям, казак добрался до реки и увидел костер, вокруг которого сидели устрашающие люди. Бросив им деньги, он оказался в окружении ведьм и чертей, которые устраивали адские пляски. Нечисть обнимала и целовала казака, угощая его несъедобной едой.
Дед Фомы потребовал вернуть свою шапку, и ведьма предложила сыграть в карты. Если он выиграет хотя бы раз из трех, получит свои вещи, иначе останется в аду навечно. Казак согласился и начал играть. Сначала ему не везло, карты меняли масть, но перед третьей сдачей он тайно перекрестил колоду и его удача вернулась.
Выиграв у ведьмы, казак получил свою шапку с грамотой. Он потребовал вернуть и коня, угрожая крестить чертей. Нечисть показала ему лишь скелет лошади, но согласилась отправить его домой на дьявольском коне.
Казак мчался на этом чудовище, преодолевая препятствия, и в конце концов сорвался с него, упав на крышу своего дома. В хате его ждали дети, которые указывали на спящую мать, которая во сне видела демонов.
Отдохнув, казак продолжил путь к царице, не останавливаясь нигде и не общаясь с кем-либо. Он успешно выполнил поручение гетмана, но черти не забыли о нем. Каждый год жена казака в одно и то же время начинала плясать, словно под действием демонической силы.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
В центре внимания события рассказа В. П. Астафьева «Милаха и кот громило» автор представил «мордатую особу», которую боялись на птичнике все мыши. Это была крыса по прозвищу «Милаха».
В деревне случилась большая беда - умер единственный сын у одинокой женщины, он был первым работником на местности.
Успех опере принесла ее всепоглощающая страсть. Опера «Сельская честь» вошла в тройку лучших произведений, которые получили премию на конкурсе среди композиторов. Пьетро Масканьи прославился благодаря своему произведению «Сельская честь».
Жили две девочки с няней Прасковьей, одну звали Рукодельница, а другую Ленивица. Рукодельница все по дому делала, затейлива была, трудолюбива. За работой не замечала и как день проходит.
В повести трое совершенно разных человека обсуждают русских актрис. Они склоняются к той мысли, что славянские женщины на сцене не могут передать так чувства и эмоции как положено, чтобы было интересно зрителю потому, что сами никогда не испытывали их