Николай Васильевич родился в большой семье. Его семья насчитывала 12 детей, но жили они в достатке. Не слишком шиковали, но обеспечить семью родители все же могли. Отец Николая Васильевича был помещиком, что помогало ему зарабатывать на жизнь и обеспечивать свою семью. Николай Васильевич родился третьим ребенком в семье, что нарекло его определенными обязательствами перед младшими сестрами и братьями. Так что он с детства знал, что такое ответственность.
Во время обучения в школе Николай Васильевич пытался писать, но у в эти годы его талант ещё был глубоко зарыт. Обучение юного писателя происходило не гладко. Многие предметы давались ему с трудом, а то и во все не поддавались пониманию. Зато Николай Васильевич хорошо рисовал, это ему давалось легко и не принужденно. Именно благодаря рисованию он мог раскрывать свой творческий потенциал и соприкасаться со своим внутренним потенциалом. Кроме рисования Николая Васильевича интересовала народная словесность. Он посвящал ей достаточно много времен. Она его увлекала, в какой-то степени это тоже сыграло определенную роль в будущих достижениях автора.
После окончания школы и училища Николай Васильевич переехал жить в Санкт-Петербург. В столице на Неве ему удалось получить должность чиновника. В скором времени Николай Васильевич пришел к выводу, что новые обязанности угнетают его и не приносят ему удовольствия. Вскоре он попытался стать актером в театре. Он потерпел неудачу, из этого ничего не получилось. Именно в это время Николай Васильевич решился попробовать себя в роли писателя.
На этом поприще его ждал успех, именно первое произведение «Басаврюк» начало его карьеру писателя. Последующие рассказы Николая Васильевича вызывали все больший восторг у читателей.
А. Н. Пыпин отмечает, что исследователи видели в творчестве Гоголя два периода: первый, когда он служил прогрессивным стремлениям общества, и второй - религиозно-консервативный. Однако анализ переписки показал, что внутри Гоголь оставался цельной личностью, где мотивы его произведений были связаны с внутренней борьбой поэта-идеалиста, писателя-гражданина и христианина.
Гоголь считал, что его талант проявляется лучше всего в описании реальности. Он создавал художественные типы, глубоко раскрывая человеческую природу. С самого начала у Гоголя были высокие стремления служить обществу и обличать его язвы.
Представления Гоголя о жизни и литературе были схожи с представлениями Пушкинского круга, который ценил и поддерживал его талант. Но Пыпин отмечает, что Пушкин не ожидал общественного значения произведений Гоголя.
Гоголь дистанцировался от взглядов критиков В. Г. Белинского на общественную значимость своих произведений, в то время как сам он склонялся к православной утопии, видя в "Мёртвых душах" путь к исправлению человеческих пороков.
После смерти Пушкина Гоголь ближе сошелся со славянофилами, однако их теоретические взгляды не повлияли на его творчество. Гоголь считал, что Россия не может существовать без монархии и православия.
Внутренний конфликт между художником и православным мыслителем в конце жизни Гоголя оставил эту борьбу неразрешенной. Однако его произведения оказали глубокое влияние на литературу, расширили круг тем и возможности художественного выражения.