Начало рассказа Льва Толстого «Севастополь в декабре», как и все повествование, выполнено хмурыми красками. С бухты под Сапун-горою тянет холодом, туманом, море чернеет, слышен неумолкаемый гул. То и дело накатывает грохот выстрелов. Город воюет. Автор замечает сразу, какой гордостью и каким мужеством наполняется сердце каждого, кто попадает даже в страшное и тяжелое время в Севастополь. Этот город – живая легенда еще с той, далекой войны.
Несмотря на бой орудий, в Севастополе идет какая-то жизнь. Торговки предлагают пирожки и выпивку, люди приспособились к осаде города и занимаются ежедневными делами, без которых просто не выжить. А на бастионах в это время происходит что-то невыразимо ужасное, бередящее кровь.
Как великий мастер детали, Лев Толстой потрясает описанием того, как военфельдшеры складывают в углу в полевом госпитале отрезанные части тела раненых. Здесь лежит ампутированная нога женщины, которую оторвало снарядом, пока жена носила мужу обед на бастион. Здесь руки только что державших орудие солдат, которым война навсегда перечеркнула жизнь.
Лев Толстой иллюстрирует мысль, что война – не бой барабанов, не марш парадным строем, не развевающиеся флаги. А только грязь, кровь, ужас и смерть.
Автор приводит рассказ молодого офицера, которого якобы антисанитария достала больше, чем бомбы, летящие на голову. Но этот всего лишь показная развязность, на самом деле молодому человеку очень страшно.
Самый опасный четвертый бастион предстает в рассказе как скопище носилок с умирающими ранеными, Здесь мазками рисуется оценка ситуации опытным артиллеристом. Рядом полегла вся батарея, но бастион, где остался один артиллерист за орудием, все палила и палила.
Лев Толстой не делает никаких собственных выводов. Он всего лишь описывает признания защитников города, и в каждом слове дышит ужасная война. Бомба в матросской землянке раскромсала одиннадцать человек. Упорство и героизм воинов не поддаются передаче. Кто-то играет со смертью, мечтая, чтобы ядро прилетело и взорвалось поближе, а тебе бы удалось выжить в этом диком поединке, обхитрить смерть.
Автор восхищается чувством пренебрежения опасностью и высоким чувствам защитников. В конце зарисовки он делает вывод: несмотря на суровый декабрь, любому, кто побывал в Севастополе, понятно: город врагу не взять.
Мужество героев невозможно перевести ни в награды, ни в славу. Это только любовь к Родине может заставить принять такие жуткие угрозы войны и такие жуткие условия противостояния неприятелю. Лев Толстой делает главный акцент: свойствен этот героизм, эта глубина души только русскому человеку. Севастопольская эпопея 1912 года стала свидетелем великого героизма всего русского народа.
Декабрьский Севастополь еще не заснежен, но морозный ветер хлещет лица горожан. Утро в военном городе начинается со звуков выстрелов, смены караула и обычной суеты порта. Жизнь течет своим чередом, привычный ритм не нарушен войной. Мирная и лагерная жизнь удивительным образом переплетаются. Обыденные заботы поглощают горожан, которые уже научились игнорировать звуки взрывов.
Но война все же напоминает о себе. Городская больница переполнена ранеными солдатами. Многие из них проходят мучительную процедуру ампутации, и в воздухе госпиталя витает тяжелая атмосфера боли и отчаяния. Здесь война обнажается во всей своей ужасающей правде. Вид изувеченных защитников Севастополя вызывает глубокие душевные переживания.
Наиболее опасным местом в городе является четвертый бастион, где смерть царит безраздельно. Здесь нет мирных жителей, только искалеченные солдаты. Постоянный свист пуль и грохот орудий - обычное звучание этого места. Офицер, привыкший к этому шуму, спокойно прогуливается по полю боя. Он рассказывает о пережитом страшном штурме с одним орудием и небольшой группой бойцов. Он вспоминает взрыв бомбы, унесший жизни одиннадцать солдат.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Действие пьесы начинается с того, что под окнами дома своей возлюбленной молодой граф Альмавива ожидает, пока юная благородная барышня выглянет в окно. Он одет в костюм бакалавра, дабы скрыть свою аристократическую принадлежность
Трогательный рассказ ведется от лица автора, который взял на себя заботу о трёх диких кряковых утятах, забрав их домой и соорудив для них жилище. Оно им очень понравилось
Миша Пряслин мало времени проводил дома из-за постоянной работы. В период осень-весна он трудился на лесозаготовках. По приезду домой тоже покоя не было. из-за отсутствия мужчин в селе женщины часто просили помощи.
Лучшим учеником в классе считали Мишу, а Витю Петрова называли двоечником. Витя каждый день приходил в школу с невыученными уроками, и весь класс подсказывал ему и давал списывать домашние задания.
У сенбернара и шотландской овчарки родился пёс Бэк. Он не знал, что большинство людей двинулись на Север в поисках золотых приисков. И им нужны собаки больших пород, которые смогут много работать