В ноябре 1851 году наиб Хаджи-Мурат отправился в чеченский аул Махкет. Местный житель Садо оказывает гостеприимный прием наибу и его спутникам, несмотря на приказ от имама Шамиля задержать мятежника.
Из Воздвиженской крепости, на встречу с чеченцами, выходят три караульные и офицер Панов. Солдаты провожают гостей в крепость. Самый общительный и веселый среди русских - солдат Авдеев, который непрестанно шутит и поддерживает разговор.
Князь Воронцов поражает кавказцев роскошью своего дома. Ночью жители Махкета нападают на Хаджи-Мурата. Однако устроив перестрелку, храбрый воин вместе с мюридами смогли затеряться в лесу. Хаджи-Мурат в нетерпении ожидает ответ от князя Воронцова и надеется, что русские, объединившись с ним, будут вместе бороться против Шамиля. Князь дает согласие на переговоры.
Уже утром роты Куринского полка начинают взрывать лес. Русские офицеры даже не пытаются увидеть самое важное - что человеческая жизнь имеет свойство возвращаться туда от куда и вышла. Авдеев в этот день будет случайно убит чеченцем.
Самое большое удивление всех русских вызывает детская улыбка, непосредственность, спокойствие и чувство собственного достоинства "страшного горца". Хаджи-Мурат встречается с князем Воронцовым и тот вызывает недоверие у наиба.
Хаджи-Мурат решает ехать в Тифлис для встречи и решения своих вопросов со старшим князем Воронцовым. Переговоры проходят успешно, однако ни один из них не верит слову другому. Горец присягает в верности русскому царю, но русские за это должны помочь выкупить его семью из плена. Жизнь Хаджи-Мурата в Тифлисе очень насыщена событиями.
В январе 1852 г. император Николай І дает приказ о начале военных действий в Чечне. Среди солдат воюет и офицер Бутлер. Война и разорение дошли до аула Махкет. Вандализм русских приводит в недоумении чеченцев и в порыве ненависти они обращаются за помощью к Шамилю.Семья Хаджи-Мурата содержится под стражей в ауле Ведено.
Шамиль требует от наиба чтобы он вышел из своего укрытия до начала байрама, в противном случае его мать отдадут по аулам, а сына Юсуф будет ослеплен.Переговоры о выкупе семьи Хаджи-Мурата безрезультатны. Он числится на службе у царя, но русские и не собираются освобождать его семью. Устав от ожиданий, горец планирует как ворваться в Ведено и освободить своих родных или умереть вместе с ними.
Конная прогулка Хаджи-Мурата и мюридов заканчивается безжалостным убийством конвойных милиционеров. Во время погони, в неравном бою с полком Гаджи-Ага, Хаджи-Мурата убивают. Отрезав голову горца, возят для устрашения по крепостям. И только Бутлер и Марья Дмитриевна искренне переживают смерть храброго воина, жизнь которого оборвалась как "раздавленный репей среди вспаханного поля".Хаджи-Мурат - это символ отваги, свободы и гордости, готовый отдать жизнь ради родных и близких людей.
В ноябре 1851 года Хаджи-Мурат, известный военачальник имама Шамиля, прибывает в аул Махкет в Чечне. Несмотря на приказ Шамиля устранить мятежного наиба, Садо, чеченец из аула, принимает его у себя.
В это же время из русской крепости Воздвиженской выходят три солдата и унтер-офицер Панов. Среди них Авдеев, весельчак, вспоминает о своей пропитой ротной деньгах и рассказывает о том, что пошел в солдаты по просьбе матери вместо брата.
Посланники Хаджи-Мурата встречают русских солдат на пути к князю Воронцову. Веселый Авдеев интересуется их семьями, завершая беседу словами: «А какие эти, братец ты мой, гололобые ребята хорошие».
Князь Воронцов, полковой командир Куринского полка и сын главнокомандующего, живет в роскоши в крепости с женой Марьей Васильевной и ее сыном от первого брака. Несмотря на изобилие, супруги считают себя лишенными многих благ. Известие о прибытии Хаджи-Мурата застает их за игрой в карты с офицерами.
Тем временем жители аула Махкет пытаются задержать Хаджи-Мурата, но он, вместе с мюридом Элдаром, прорывается в лес, где его ожидают другие последователи: аварец Ханефи и чеченец Гамзало.
Хаджи-Мурат надеется на благосклонность князя Воронцова и предлагает ему перейти на сторону русских, чтобы сражаться против Шамиля. Он верит в свою удачу и уверен, что все получится, как всегда прежде. Посланник Хан-Магома возвращается с известием о готовности князя принять Хаджи-Мурата.
Утром две роты Куринского полка выходят на поиски Хаджи-Мурата. Офицеры обсуждают смерть генерала Слепцова, не замечая трагичности этого события, а лишь фокусируясь на воинской доблести молодого генерала. Во время погони чеченцы случайно смертельно ранят Авдеева, который умирает в госпитале, так и не получив письма матери о ее уходе из семьи.
Русские, впервые встречающие "страшного горца", поражены добротой, детской улыбкой, чувством собственного достоинства и спокойствием Хаджи-Мурата. Прием князя Воронцова оказывается лучше, чем ожидал Хаджи-Мурат, но он все же не доверяет ему. Он требует встречи с главнокомандующим в Тифлисе.
Встреча в Тифлисе проходит напряженно. Старый князь Воронцов понимает, что Хаджи-Мурат всегда останется врагом России, а сейчас лишь притворяется лояльным. Хаджи-Мурат же видит хитрую игру князя и говорит ему то, что необходимо для успеха переговоров. Он обещает верно служить царю, чтобы отомстить Шамилю, и утверждает, что сможет поднять против имама весь Дагестан. Но для этого русские должны выкупить семью Хаджи-Мурата из плена. Главнокомандующий обещает подумать об этом.
Хаджи-Мурат живет в Тифлисе, посещает театр и балы, все больше отдаляясь от образа жизни русских. Он рассказывает адъютанту Лорис-Меликову свою историю и вражду с Шамилем. Перед слушателем проходит череда жестоких убийств по закону кровной мести и силе. Лорис-Меликов наблюдает за мюридами Хаджи-Мурата: Гамзало, считающий Шамиля святым и ненавидящий всех русских; Хан-Магома, легко играющий своими и чужими жизнями; Элдар и Ханефи, беспрекословно подчиняющиеся Хаджи-Мурату.
В январе 1852 года по приказу императора Николая I в Чечню совершается набег, в котором участвует молодой офицер Бутлер, перешедший из гвардии из-за карточного долга. Он радуется новой жизни и старается сохранить поэтическое представление о войне. Набег заканчивается разграблением аула Махкет, убийством подростка, бессмысленным разрушением мечети и фонтана. Чеченцы испытывают к русским не ненависть, а отвращение, недоумение и желание уничтожить их как вредителей. Жители аула просят Шамиля о помощи.
Хаджи-Мурат переезжает в крепость Грозную. Он имеет возможность общаться с горцами через лазутчиков, но не может покидать крепость без конвоя казаков. Его семья содержится под стражей в ауле Ведено, ожидая решения Шамиля о ее судьбе. Шамиль требует, чтобы Хаджи-Мурат вернулся к нему до праздника байрама, в противном случае угрожает казнить мать его Патимат и ослепить сына Юсуфа.
Неделю Хаджи-Мурат проживает в доме майора Петрова в Грозной. Сожительница майора Марья Дмитриевна уважает Хаджи-Мурата за его поведение, отличное от грубости и пьянства офицеров. Между Бутлером и Хаджи-Муратом завязывается дружба. Бутлер очарован "поэзией особенной, энергической горской жизни", которую передает песня Ханефи. Особенно впечатляет русского офицера любимая песня Хаджи-Мурата о неотвратимости кровной мести. Бутлер становится свидетелем того, как спокойно Хаджи-Мурат воспринимает попытку мести ему со стороны кумыцкого князя Арслан-Хана.
Переговоры о выкупе семьи в Чечне оказываются безуспешными. Хаджи-Мурат возвращается в Тифлис, затем переезжает в город Нуху, надеясь хитростью или силой освободить семью. Он числится на службе у русского царя и получает пять золотых в день. Но, видя медлительность русских в решении его проблемы, Хаджи-Мурат воспринимает свой переход к русским как трагический поворот судьбы. Он все чаще вспоминает детство, мать, деда и сына.
В конце концов, он решает бежать в горы, прорваться с верными людьми в Ведено, чтобы умереть или освободить семью.
Во время верховой прогулки Хаджи-Мурат вместе с мюридами убивает конвойных казаков и пытается перейти реку Алазань. Но ему не удается пересечь залитое водой рисовое поле. Погоня настигает его, и в неравном бою Хаджи-Мурат смертельно ранен.
Последние воспоминания о семье проносятся у него в голове, но уже без эмоций. Он сражается до последнего вздоха.
Отрубленную голову Хаджи-Мурата везут по крепостям. В Грозной ее показывают Бутлеру и Марье Дмитриевне. Они видят, что посиневшие губы мертвой головы сохраняют детское доброе выражение. Марья Дмитриевна особенно потрясена жестокостью "живорезов", убивших ее недавнего гостя и не предоставивших ему достойного погребения.
История Хаджи-Мурата, его сила жизни и непоколебимость, вспоминаются при взгляде на цветок репейника, раздавленный людьми посреди вспаханного поля.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Молодой Тёркин, известный читателям по поэме Александра Твардовского «Книга про бойца», попал на тот свет. Есть только путь вперёд, а вот выхода обратно нет. Собравшись с силами герой направляется вперёд.
Первая сатира представляет собой аргументы против науки и обучения. Лицемер Критон говорит, что из-за обучения люди стали безбожными, не соблюдают постов, сомневаются в необходимости стольких земель у церкви
Основным персонажем произведения является мужчина по имени Сеня Поздняков, живущий вместе с женой Галиной в далекой деревне вблизи реки Ангары.
Однажды в школу пришел человек с интересной внешностью – небольшого роста, с черными спутанными волосами и темными навыкат глазами. Он искал директора. Придя в кабинет секретаря, он представился Бамбусом.
В этом рассказе в роли главного героя – мальчик по имени Ника. Он первоклассник, недавно пошел в школу, знает все буквы. Но есть у него одна проблема – Ника не умеет одеваться.