Краткое содержание Толстой Хаджи-Мурат

В ноябре 1851 году наиб Хаджи-Мурат отправился в чеченский аул Махкет. Местный житель Садо оказывает гостеприимный прием наибу и его спутникам, несмотря на приказ от имама Шамиля задержать мятежника.

Из Воздвиженской крепости, на встречу с чеченцами, выходят три караульные и офицер Панов. Солдаты провожают гостей в крепость. Самый общительный и веселый среди русских - солдат Авдеев, который непрестанно шутит и поддерживает разговор.

Князь Воронцов поражает кавказцев роскошью своего дома. Ночью жители Махкета нападают на Хаджи-Мурата. Однако устроив перестрелку, храбрый воин вместе с мюридами смогли затеряться в лесу. Хаджи-Мурат в нетерпении ожидает ответ от князя Воронцова и надеется, что русские, объединившись с ним, будут вместе бороться против Шамиля. Князь дает согласие на переговоры.

Уже утром роты Куринского полка начинают взрывать лес. Русские офицеры даже не пытаются увидеть самое важное - что человеческая жизнь имеет свойство возвращаться туда от куда и вышла. Авдеев в этот день будет случайно убит чеченцем.

Самое большое удивление всех русских вызывает детская улыбка, непосредственность, спокойствие и чувство собственного достоинства "страшного горца". Хаджи-Мурат встречается с князем Воронцовым и тот вызывает недоверие у наиба.

Хаджи-Мурат решает ехать в Тифлис для встречи и решения своих вопросов со старшим князем Воронцовым. Переговоры проходят успешно, однако ни один из них не верит слову другому. Горец присягает в верности русскому царю, но русские за это должны помочь выкупить его семью из плена. Жизнь Хаджи-Мурата в Тифлисе очень насыщена событиями.

В январе 1852 г. император Николай І дает приказ о начале военных действий в Чечне. Среди солдат воюет и офицер Бутлер. Война и разорение  дошли до аула Махкет. Вандализм русских приводит в недоумении чеченцев и в порыве ненависти они обращаются за помощью к Шамилю.Семья Хаджи-Мурата содержится под стражей в ауле Ведено.

Шамиль требует от наиба чтобы он вышел из своего укрытия до начала байрама, в противном случае его мать отдадут по аулам, а сына Юсуф будет ослеплен.Переговоры о выкупе семьи Хаджи-Мурата безрезультатны. Он числится на службе у царя, но русские и не собираются освобождать его семью. Устав от ожиданий, горец планирует как ворваться в Ведено и освободить своих родных или умереть вместе с ними.

Конная прогулка Хаджи-Мурата и мюридов заканчивается безжалостным убийством конвойных  милиционеров. Во время погони, в неравном бою с полком Гаджи-Ага, Хаджи-Мурата убивают. Отрезав голову горца, возят для устрашения по крепостям. И только Бутлер и Марья  Дмитриевна искренне переживают смерть храброго воина, жизнь которого оборвалась как "раздавленный репей среди вспаханного поля".Хаджи-Мурат - это символ отваги, свободы и гордости, готовый отдать жизнь ради родных и близких людей.

Подробный пересказ

В ноябре 1851 года Хаджи-Мурат, известный военачальник имама Шамиля, прибывает в аул Махкет в Чечне. Несмотря на приказ Шамиля устранить мятежного наиба, Садо, чеченец из аула, принимает его у себя.

В это же время из русской крепости Воздвиженской выходят три солдата и унтер-офицер Панов. Среди них Авдеев, весельчак, вспоминает о своей пропитой ротной деньгах и рассказывает о том, что пошел в солдаты по просьбе матери вместо брата.

Посланники Хаджи-Мурата встречают русских солдат на пути к князю Воронцову. Веселый Авдеев интересуется их семьями, завершая беседу словами: «А какие эти, братец ты мой, гололобые ребята хорошие».

Князь Воронцов, полковой командир Куринского полка и сын главнокомандующего, живет в роскоши в крепости с женой Марьей Васильевной и ее сыном от первого брака. Несмотря на изобилие, супруги считают себя лишенными многих благ. Известие о прибытии Хаджи-Мурата застает их за игрой в карты с офицерами.

Тем временем жители аула Махкет пытаются задержать Хаджи-Мурата, но он, вместе с мюридом Элдаром, прорывается в лес, где его ожидают другие последователи: аварец Ханефи и чеченец Гамзало.

Хаджи-Мурат надеется на благосклонность князя Воронцова и предлагает ему перейти на сторону русских, чтобы сражаться против Шамиля. Он верит в свою удачу и уверен, что все получится, как всегда прежде. Посланник Хан-Магома возвращается с известием о готовности князя принять Хаджи-Мурата.

Утром две роты Куринского полка выходят на поиски Хаджи-Мурата. Офицеры обсуждают смерть генерала Слепцова, не замечая трагичности этого события, а лишь фокусируясь на воинской доблести молодого генерала.  Во время погони чеченцы случайно смертельно ранят Авдеева, который умирает в госпитале, так и не получив письма матери о ее уходе из семьи.

Русские, впервые встречающие "страшного горца", поражены добротой, детской улыбкой, чувством собственного достоинства и спокойствием Хаджи-Мурата. Прием князя Воронцова оказывается лучше, чем ожидал Хаджи-Мурат, но он все же не доверяет ему. Он требует встречи с главнокомандующим в Тифлисе.

Встреча в Тифлисе проходит напряженно. Старый князь Воронцов понимает, что Хаджи-Мурат всегда останется врагом России, а сейчас лишь притворяется лояльным. Хаджи-Мурат же видит хитрую игру князя и говорит ему то, что необходимо для успеха переговоров. Он обещает верно служить царю, чтобы отомстить Шамилю, и утверждает, что сможет поднять против имама весь Дагестан. Но для этого русские должны выкупить семью Хаджи-Мурата из плена. Главнокомандующий обещает подумать об этом.

Хаджи-Мурат живет в Тифлисе, посещает театр и балы, все больше отдаляясь от образа жизни русских. Он рассказывает адъютанту Лорис-Меликову свою историю и вражду с Шамилем. Перед слушателем проходит череда жестоких убийств по закону кровной мести и силе. Лорис-Меликов наблюдает за мюридами Хаджи-Мурата: Гамзало, считающий Шамиля святым и ненавидящий всех русских; Хан-Магома, легко играющий своими и чужими жизнями; Элдар и Ханефи, беспрекословно подчиняющиеся Хаджи-Мурату.

В январе 1852 года по приказу императора Николая I в Чечню совершается набег, в котором участвует молодой офицер Бутлер, перешедший из гвардии из-за карточного долга. Он радуется новой жизни и старается сохранить поэтическое представление о войне. Набег заканчивается разграблением аула Махкет, убийством подростка, бессмысленным разрушением мечети и фонтана. Чеченцы испытывают к русским не ненависть, а отвращение, недоумение и желание уничтожить их как вредителей. Жители аула просят Шамиля о помощи.

Хаджи-Мурат переезжает в крепость Грозную. Он имеет возможность общаться с горцами через лазутчиков, но не может покидать крепость без конвоя казаков. Его семья содержится под стражей в ауле Ведено, ожидая решения Шамиля о ее судьбе. Шамиль требует, чтобы Хаджи-Мурат вернулся к нему до праздника байрама, в противном случае угрожает казнить мать его Патимат и ослепить сына Юсуфа.

Неделю Хаджи-Мурат проживает в доме майора Петрова в Грозной. Сожительница майора Марья Дмитриевна уважает Хаджи-Мурата за его поведение, отличное от грубости и пьянства офицеров. Между Бутлером и Хаджи-Муратом завязывается дружба. Бутлер очарован "поэзией особенной, энергической горской жизни", которую передает песня Ханефи. Особенно впечатляет русского офицера любимая песня Хаджи-Мурата о неотвратимости кровной мести. Бутлер становится свидетелем того, как спокойно Хаджи-Мурат воспринимает попытку мести ему со стороны кумыцкого князя Арслан-Хана.

Переговоры о выкупе семьи в Чечне оказываются безуспешными. Хаджи-Мурат возвращается в Тифлис, затем переезжает в город Нуху, надеясь хитростью или силой освободить семью. Он числится на службе у русского царя и получает пять золотых в день. Но, видя медлительность русских в решении его проблемы, Хаджи-Мурат воспринимает свой переход к русским как трагический поворот судьбы. Он все чаще вспоминает детство, мать, деда и сына.

В конце концов, он решает бежать в горы, прорваться с верными людьми в Ведено, чтобы умереть или освободить семью.

Во время верховой прогулки Хаджи-Мурат вместе с мюридами убивает конвойных казаков и пытается перейти реку Алазань. Но ему не удается пересечь залитое водой рисовое поле. Погоня настигает его, и в неравном бою Хаджи-Мурат смертельно ранен.

Последние воспоминания о семье проносятся у него в голове, но уже без эмоций. Он сражается до последнего вздоха.

Отрубленную голову Хаджи-Мурата везут по крепостям. В Грозной ее показывают Бутлеру и Марье Дмитриевне. Они видят, что посиневшие губы мертвой головы сохраняют детское доброе выражение. Марья Дмитриевна особенно потрясена жестокостью "живорезов", убивших ее недавнего гостя и не предоставивших ему достойного погребения.

История Хаджи-Мурата, его сила жизни и непоколебимость, вспоминаются при взгляде на цветок репейника, раздавленный людьми посреди вспаханного поля.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Толстой Лев. Все произведения

Хаджи-Мурат. Картинка к рассказу

Хаджи-Мурат кратко за 2 минуты

Сейчас читают