Из школьной программы все знают, что Крылов был баснописцем. Однако Иван Андреевич был еще и драматургом. В 1800 году он написал пьесу «Подщипа», имеющую в своей структуре канон и построенную на принципах триединства классицистической драматургии (т.е. единство места, действия и времени). Здесь есть традиционные персонажи (царь, его дочь, женихи), традиционный сюжет с любовным треугольником, традиционные говорящие имена и фамилии. Но, так как пьеса юмористическая и написана уже на излете классицизма, привычные вещи переворачиваются с ног на голову.
Как и полагается, «Подщипа» разделена на действия и явления.
Действие первое. Царевна Пощипа страдает и почти не ест (кроме сига и кулебяки) с горя: отец в целях заключения перемирия между своим государством и немецким принцем Трумфом желает выдать Подщипу за последнего. Сама же царевна жизни не видит без жениха Слюняя, с которым у нее нежнейшие чувства (выражающиеся в пинках, щипаках и рывках).
Приходит гофмаршал Дурдуран и объявляет, что свадьба через час, для этого уже куплен каплун и наняты гудок и волынки. Царевна в отчаянии и жалеет, что не дочь конюха Федьки.
Появляется Трумф. Как и принято иностранцу, он говорит с ужасным немецким акцентом. Между ним и Подщипой завязывается спор, в котором царевна утверждает, что они совсем друг другу не подходят: это заключается в выборе еды, музыкальных пристрастиях. Под конец она называет принца уродом, и он, рассерженный, удаляется.
Из-за кулис крадется суженный царевны – князь Слюняй. Его речь полностью оправдывает его имя, он глотает буквы, слоги и сюсюкает. Слюняй абсолютно не подготовлен к тому, чтобы сражаться за свою любовь. Отправив свою служанку Чернавку за отцом, деятельная Подщипа предлагает своему безвольному жениху умереть вместе, чтобы не быть разлученными, однако Слюняй ни прыгать из окошка, ни топиться, ни резаться не хочет. Царевна в сердцах называет его слюнтяем и уходит.
Царь Вакула ищет способ избаватся от Трумфа. У него есть письмо от соседа, который вышлет подмогу, однако никто из приближенных не может бумагу прочесть (один слеп, другой нем, третий глух). Царь просит Совет найти решение и покидает его, Совет засыпает.
Начинается второе действие. Царь встречает дочь и жалуется ей на беду. Она думает, что под бедой подразумевается Трумф, однако оказывается, что причина в поломке любимого кубка царя, из которого он обыкновенно пил.
Подходит Дурдуран, он рассказывает о предложении Совета обратиться за помощью к Цыганке. Царь и царевна наперебой пытаются узнать свою судьбу. Вакуле цыганка обещает поведать секрет о победе над Трумфом гофмаршалу, а Подщипе объявляет о скорой свадьбе с суженным.
Вбегает взбешенный Трумф, прознавший о заговоре против него, он прогоняет царя, царевну и гофмаршала. Цыганка уверяет принца в том, что Подщипа от него без ума и все это время только о нем и гадала. Оставщись один, Трумф радуется.
Заходит Слюняй, Трумф грозит ему смертельными поединками, но князь готов уступить Подщипу, ведь жизнь дороже. Трумф уходит со сцены. Тут перед Слюняем появляется Подщипа, которая уже забыла нанесенную им обиду. Она клянется, что не боится угрозы Трумфа казнить Слюняя, любит только его и готова быть ему верной даже после казни. Князь же просит выходить за немца.
Вновь вбегает взбешенный Трумф, он хочет исполнить свою угрозу и убить Слюняя, но тут появляется Вакула и объявляет радостную весть: войско противника повержено. Цыганка подмещала немецкой армии слабительного, и теперь она недееспособна. Трумфу придумывают наказание: причесать, одеть франтом и заставить танцевать казачка. Счастливая Подщипа готова венчаться с князем Слюняем. Он тоже рад, только для начала ему нужно поменять белье, испорченное со страха.
Царевна Подщипа переживает тяжелую минуту: ее хотят выдать замуж за немецкого принца Трумфа, который ранее уже был отвергнут ею и в ответ объявил войну ее отцу, царю Вакуле. Трумф одержал победу, свергнул Вакулу с престола и теперь предлагает вернуть корону в обмен на руку Подщипы. Царь соглашается на эту кабальную сделку.
Подщипа глубоко печальна, ее любимый – князь Слюняй, но она обречена выйти замуж за ненавистного ей Трумфа. Служанка Чернавка пытается утешить царевну, но та отказывается от еды, не умывается и не причесывается. Гофмаршал Дурдуран объявляет о предстоящей свадьбе через час, что приводит Подщипу в бешенство. Чернавка боится за жизнь госпожи, так как она готова на всё ради спасения любимого.
Трумфу не удается переубедить Подщипу, он не понимает ее вкусов и привычек. Царевна прямо говорит ему о своей непринятости к нему, что приводит немца в ярость.
Слюняй признается Подщипе, что не может сражаться с Трумфом, так как носит деревянную шпагу по приказу матери. Подщипа просит встречи с отцом и предлагает Слюняю умереть вместе ради любви. Но когда дело доходит до исполнения плана, Слюняй испугается и Подщипа в гневе покидает его.
Царь Вакула созывает совет вельмож, чтобы обсудить избавление от Трумфа. Однако выясняется, что советники не способны помочь: один слеп, другой нем, третий глух, а четвертый стар и едва дышит. Вакула оставляет их думать дальше, сам же отправляется пускать кубарь. Совет тут же засыпает.
Огорченный Вакула встречается с Подщипой, которая думает, что причина отцовской печали - Трумф. На самом деле паж сломал любимый кубарь царя, и Вакула расстроен этим. Царь посылает в Совет "салакушки да водки", чтобы вельможам лучше думалось.
Совет принимает решение обратиться к цыганке, живущей на мосту, за советом. Цыганка гадает Вакуле и говорит, что причина его печали - Трумф. Она обещает избавить от немца, если Дурдуран выполнит ее совет. Затем она гадает Подщипе и предсказывает любовь царевны к Слюняю. Вакула обещает цыганке "кумачну телогрею", если удастся избавиться от Трумфа.
Немецкий принц узнает о заговоре против него, подслушав разговоры Вакулиных вельмож. Царь просит у Трумфа прощения, но сердитый немец прогоняет их и беседует с цыганкой. Цыганка убеждает Трумфа, что Подщипа любит его и только о нем ворожила. Немец верит ей и радуется.
На глаза Трумфу попадается Слюняй. Принц хочет убить князя, но тот умоляет о пощаде. Трумф, уважая княжеский род, предлагает Слюняю честный поединок с пистолетом. Но Слюняй отказывается: он шепелявит и боится застрелиться из-за этого. Князь готов отказаться от невесты, лишь бы Трумф его не убил. Тогда немец приказывает Слюняю уговорить Подщипу выйти за него замуж или быть казненным.
Входит Подщипа, помирившаяся с Слюняем по настоянию Вакулы. Она любит князя, но он убеждает ее выйти за Трумфа, чтобы спасти свою жизнь. Подщипа категорически отказывается и объявляет пажу, что не перестанет любить Слюняя, пусть его Трумф "убьёт, застрелит иль повесит". Слюняй в отчаянии восклицает: "Я этакой юбви зьядею не зеяю!"
Врывается разгневанный Трумф, желающий убить испуганного Слюняя. В этот момент Вакула объявляет о победе: цыганка все устроила. Она подсыпала челяди Трумфа слабительное и "чихотку", что привело к такому беспорядку, что немцы бросили ружья, когда их окружили Вакулины молодцы.
Царь назначает цыганке фрейлиной Подщипы. Трумфу придумана особая кару: его нарядят в франт, причешут "в пять пуколь" и подвяжут жабо. Трумф к вечеру явился таким образом. А Подщипа со Слюняем идут к венцу. Только Слюняй просит подождать: ему надо "кой-сго пееменить".
Можете использовать этот текст для читательского дневника
В давние времена жил в Германии барон. Он был потомком великих Каценеленбогенов. Весь его род был очень воинственным. Сам барон также был тщеславным человеком.
Одоевский, в своих девяти мистических сюжетах, затронул глубокий философский смысл, укрепленный рассуждениями, который затрагивает и описывает проблемы, которые касаются современного общества.
В 1221 году в семье князя Киевского и Владимирского Ярослава и супруги его Феодосии, появился на свет младенец. Ребенка нарекли Александром.
Предлагает кошка в жмурки поиграть бедному маленькому мышонку. А наш хитрец убедил её завязать глаза. Острозубая хищница подглядывает через повязку. Но, наш мелкий озорник в дырку под забором проник.
Это Ода прославляет Екатерину Великую, ставя царицу очень высоко. Язык оды, конечно, сейчас кажется слишком торжественным и тяжелым, кроме того, использует Державин много отсылок к мифам и легендам.