В десятилетнем возрасте рассказчик и его восьмилетний брат впервые задумались о предназначении человека. Это произошло жарким июньским днем, когда они сидели на заборе под тенью тополя, опустив самодельные удочки в большую бадью с гнилой водой. Несмотря на бессмысленность занятия, мальчики надеялись, что им удастся поймать живую рыбу.
Их любимым местом во дворе был заброшенный угол между садом и сараями, где стояла мусорная куча с обломками старых вещей. Среди них выделялся древний кузов кареты, покрытый потрескавшейся краской с остатками герба. В детском воображении он превращался в золотую карету, на которой они путешествовали, переживая невероятные приключения: ночные грозы, нападения разбойников, спасение таинственных незнакомок.
Но однажды брат придумал новое развлечение — рыбалку в бадье. Теперь они часами сидели на заборе, наблюдая за мелкими существами в воде, веря, что когда-нибудь поймают настоящую рыбу. В этом тихом уголке, среди зелени и солнечных бликов, их фантазия разыгрывалась сильнее, чем где-либо еще.
В тот момент они еще не знали, для чего живет человек, но их детские игры и мечты наполняли жизнь смыслом.
В главе рассказывается о том, как мальчики увлеченно рыбачат в старой бадье с водой, представляя себе волшебный подводный мир. Их занятие прерывает лакей Павел, который зовет их "до покою" (в комнаты). Его неожиданное появление и серьезный тон настораживают мальчиков.
Павел, увидев их "удочки" из топольных веток с медными булавками и бадью с мутной водой, высмеивает их игру, объясняя, как правильно рыбачить. Он показывает несостоятельность их затеи, тряхнув бадьей и обнажив грязное дно. Мальчики чувствуют себя глупо и неловко под его взглядом, осознавая, что их фантастический мир разрушен трезвой реальностью.
В итоге они спускаются с забора и идут в дом, бросив свои "удочки". Павел продолжает осматривать бадью и кузов, который жалобно крякнул и потерял еще одну доску. Эта сцена предваряет важный разговор о смысле жизни, который последует далее.
Во дворе большого дома, где жила семья рассказчика, собралась толпа. Среди зрителей были отец, мать, полковник Дударев (уважаемый военный врач) и пан Уляницкий (странный холостяк, живший в подвале). В центре внимания оказался феномен — Ян Криштоф Залуский, безрукий шляхтич, передвигавшийся в маленькой тележке.
Феномен демонстрировал необычные умения: ногами снимал шляпу, крестился, расчёсывал бороду и даже писал. Его провожатый, долгоусый Матвей, собирал деньги с публики, а сам Залуский вёл себя то насмешливо, то цинично. Особенно он выделял доктора Дударева и пана Уляницкого, заставляя последнего подать монету против воли.
Когда очередь дошла до детей рассказчика, феномен написал им афоризм: *«Человек создан для счастья, как птица для полета»*. Однако затем он язвительно добавил, что для него, уродца, это скорее парадокс, чем правда, и потребовал дополнительную плату за «мудрость».
Глава заканчивается тем, что толпа, смешанная из любопытных и сочувствующих, постепенно расходится, оставив после себя тяжёлое впечатление от увиденного.
После обеда брат рассказал рассказчику, что "феномен" все еще находится в городе. Оказывается, его кормит с ложки Долгоусый. Вскоре они видят странную процессию: Долгоусый тащит тележку, в которой сидит феномен без рук. Феномен приветствует доктора и Уляницкого, произнося загадочные фразы о знании прошлого, настоящего и будущего.
Затем братья наблюдают за тем, как Долгоусый отдает нищему серебряную монету по указанию феномена. В ходе разговора между ними выясняется, что феномен любит саркастически подмечать недостатки окружающих, в особенности глупость Долгоусого. Он размышляет о счастье и его доступности для человека, подчеркивая свою неполноценность из-за отсутствия рук и укоряя Долгоусого за пустоту головы.
Феномен обращает внимание на братьев, высмеивает их праздное времяпрепровождение и повторяет свой мотив о счастье, сравнивая человека с птицей, созданной для полета. После его исчезновения братья ощущают подавленность: рыбалка в бадье больше не приносит удовольствия, а ночью им снятся тревожные образы феномена. Мать крестит их, пытаясь оградить от этого первого столкновения с противоречиями жизни.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Используя форму аллегории, автор захватывающе ведет повествование о надвигающейся революции. Народ уже не может жить по-старому и готов подняться на борьбу за новое будущее.
Античная Греция времен Одиссея. Когда Троя была разрушена, а Гектор убит, его молодая вдова оказалась в плену у победителей. Андромаха так понравилась Пирру - завоевателю города, что он оставил ее в живых и даже решил жениться
Главным героем произведения Алексина, является мальчик, по имени Серёжа, который рассказывает о своей семье, и о том, что у него и у папы одинаковое имя. И как-то раз Серёжа остаётся совершенно один в доме
Главные действующие лица комедийной пьесы «Игроки» - картежники Швохнев, Кругель и Утешительный, которые виртуозно обманывают и обкрадывают заезжего шулера Ихарева. При первоначальном знакомстве они делают вид будто бы не знают о способностях
На самом дне моря стоял дворец морского государя. Он давно является вдовцом, хозяйкой замка стала матушка царя, умная и мудрая женщина. Особенно гордилась она своими внучками, которых очень любила, особенно младшую.