Данное произведение чисто автобиографическое повествует нам о школьных годах писателя. Когда Корней Иванович вырос и стал известным человеком в области детской литературы, он решил написать повесть о своих учителях и родителях, об особенностях обучения в гимназии бедняков.
С первых страниц мы видим, как наш главный герой и его друг, сидя на уроке по православию причиной, которой служила скука, подшучивали за попом. На этом проступке, конечно, они и попались. Его товарищ сразу раскаялся в своем грехе, а Коля просто все с чистой совестью объяснил, что он делал от страшной скукоты. Батюшка сильно разгневался, и мальчика вызвали к директору.
У Бургмейстера он замечает еще одного провинившегося ученика, закопавшего свой дневник, так как там были плохие отметки. Вскоре начался неприятный разговор и с Колей, где руководитель долго отчитывал его за проступок, да еще обвинил его в том, что это он научил одноклассников прятать дневник таким образом. Директор настаивал на его безобразном поведении, хотя это было не так, и пообещал выгнать его из гимназии. Коля в ужасе стоял и думал о том, что если это произойдет, то он никогда не станет умным и не сможет сделать карьеру, и, конечно же, у него отберут герб из серебра, красовавшийся на фуражке.
Он шел домой и представлял себе, как отреагирует его мама на такие события. Ведь она была полна мечтами о том, что ее сын получит достойное образование, и не будет выполнять тяжелую и грязную работу. Коля не мог спать хорошо целых три дня, и придумывал, как же он все объяснит. Его товарищи тоже подсказывали ему различные стратегические ходы возвращения его к учебе, но, увы, вернуться назад уже было нельзя. Ушел из гимназии и преподаватель по истории Иван Митрофанович.
Учитель разъяснил мальчику, что он виноват очень сильно перед матерью. Ведь она хотела ему счастья в жизни. Ведь только будучи образованным человеком, он сможет занять достойное место в обществе, и поможет своей маме, которая за копейки работала прачкой у состоятельных господ. И вот после такого разговора Коля, разрыдавшись, рассказал все матери, пообещав, что он будет работать и одновременно изучать все предметы самостоятельно.
Николай начал трудиться. Он брался за любую работу. И даже совместно с сестрой Марусей учил других ребят. Эти занятия принесли неплохой доход. Мама теперь не стирала, а начала заниматься рукоделием. Ее работы высоко ценили в городе и брали нарасхват. Подросток не только изучил всю программу, но и выучил самостоятельно английский язык. И хотя ему пришлось тяжело сдавать экзамены, он показал свои знания отлично и получил свой документ об окончании гимназии.
Коля теперь мог купить себе на рынке фуражку студента, и прогуливаться с матерью по городу. А она, красивая, статная женщина говорила своим знакомым, что ее сын стал студентом.
Повесть учит нас не отступать ни при каких ситуациях, смело идти к своей цели и достигнуть ее, как бы тяжело не было.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Учитель Николай Нилыч Турбин наполовину заполненного класса чувствует приближение праздника, но понимает, что ехать домой не на чем. Он пытается отвлечься от грустных мыслей и мечтаний о поездке в родные места.
Надежда Лохвицкая, всеми известная творческая личность, начала писать очень рано. Но подписывалась под произведениями Тэффи, так как в это время ее старшая сестра была очень популярна.
Девятилетний мальчик Ваня поехал вместе со своими родственниками на безымянное озеро порыбачить. Озеро находилась в лесу, вечером решили разжечь костер и пожарить картошку на сковороде
Повествование в романе ведется от лица некого молодого писателя. В какие-то моменты жизни ему встречается на пути некий Чарльз Стрикленд. В первую их встречу, он видит его скучным, заурядным биржевым маклером
Писатель вырос в тяжелое время сталинских репрессий - это наложило неизгладимый отпечаток на детские воспоминания, по мотивам которых было написано произведение Хлеб для собаки. История происходила в маленьком поселке