В небольшом селе преподаёт всеми любимая учительница Ксения Андреевна. Одним движением руки она успокаивает шумный класс, про неё говорят «руки поют». Никогда не спешила учительница. Но любое дело в её руках спорилось.
Ребята в школе очень гордятся своей строгой руководительницей, а милиционеры на улице почтительно здороваются. Почти всё село училось у неё. Дети вырастают и приводят своих детей к Ксении Андреевне.
Шла война и недалеко от села проходили бои. Колхозники собрали отряд и ушли партизанами в лес. А ребята помогали в боевом деле как могли – доставляли важную информацию, носили партизанам еду через реку и даже перевязывали раны.
Налёты на село фашистами стали настолько частыми, что рёв моторов стал привычным делом для детей. Но в этот раз ревели не самолёты, а мотоциклы. Немцы приехали к школе. Дети спрятаться не успели и фашисты, их было трое, быстро нацелили винтовки на ребят. Однако, учительница вышла вперёд, закрыв собой школьников и велела не пугать детей. Немцы завели учеников и Ксению Андреевну в класс и загнали за парты. Один из немцев попросил стул, но никто из ребят даже не двинулся с места. Учительница подчёркивает, что здесь слушаются только её. И просит одного из школьников принести стул. Мальчик специально мажет стул чернилами.
Один из немцев предлагает «экзамен». Если дети покажут на карте, где партизаны, всё будет хорошо. Если нет, плохо. Дети и учительница уверяют, что не знают, где прячутся люди. Тогда один из немцев выводит к доске Ксению Андреевну и грозит расстрелом. Он начинает считать до трёх, женщина тихо просит, чтобы дети не смотрели на это и ничего не говорили.
Один из мальчиков поднимает руку. Это Костя Рожков. Он соглашается показать штаб партизан. Но рисуя план на доске, он ударяет одной её створкой солдата и сбегает в окно. Затем переплывает реку и уходит в лес. Немецкие солдаты начинают стрелять, но промахиваются, а на звук выходят партизаны. Услышав пальбу, они приближаются к школе и берут в плен фашистов. Дети указывают командира немцев, ведь это он сел на испачканный стул и говорят, что он хотел убить их учительницу. Командир отряда партизан, также учившийся в школе Ксении Андреевны, просит её помощи, как хозяйки школы и знатока немецкого языка помочь с допросом пленных. Теперь очередь бояться и робеть настаёт для бывших захватчиков…
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Алексей Александрович Арсеньев родился на хуторе Каменка. Первое его воспоминание было об освещенной солнцем комнате. У Алексея были старшие братья и младшая сестра. В детстве он много времени проводит, наблюдая за природой.
Произведение повествует о многочисленном семействе Пряслиных, которых жизненная судьба разбросала в разные концы света, но основной костяк семьи в качестве брата и сестры Михаила и Лизы остаются жить в родной деревне.
Двое братьев гуляли по лесу. Они устали и легли вздремнуть. Проснувшись, они увидели камень с какой-то надписью. Там было написано, что на горе стоит дом, в котором находится счастье. Но чтобы добраться до этого счастья
В этом стихотворении автор с любовью и почитанием описывает степную природу. Он просит прощения у цветов колокольчиков за то, что его конь топчет их. Этот конь, не объезженный и выращенный на природе
Творческая деятельность прозаика из Германии безгранично велика и бесценна в истории немецкой литературы. Свой интерес к писательскому занятию у него проявились во время проживания в Мюнхене, являвшемся одним из самых культурных центров