В этой главе рассказывается, как рассказчик познакомился с соседом по блиндажу – Сеньей Гаем. Сеня рассказал ему о стране Синегории, спрятанной в Лазоревых Горах. Мы узнаём, что Сеня был синоптиком на Северном флоте во время войны и очень любил писать стихи. Он много знал о погоде и ветрах, а рассказчик быстро с ним подружился. Гай хранил тайну Синегории, но рассказчик чувствовал, что она очень важна для него. Перед отъездом в Москву Сеня обещал рассказать всё о своей тайне.
В этой главе Сеня Гай рассказывает историю о Синегории. Раньше это была прекрасная страна, где жили счастливые синегорцы и трое великих мастеров: Амальгама (Мастер Зеркал), Изобара (оружейник) и Дрон Садовая Голова (садовник). Но однажды в Синегорию пришел злой король Фанфарон, который захватил власть и заставил всех жителей ставить на крышах флюгеры и держать двери открытыми. Король забрал у мастеров их умения: Дрону велел выращивать только одуванчики, Изобаре – делать флюгеры, а Амальгаме – изготавливать мыльные пузыри.
В этой главе продолжается история Синегории. Король Фанфарон влюбился в прекрасную Мельхиору, дочь Дрона Садового Голова, но она не отвечала ему взаимностью. Тогда король приказал Мастеру Амальгаме сделать кривое зеркало, чтобы показать Мельхиоре ее "уродство". Но Амальгама обманул короля и сделал обычное, правильное зеркало. Когда Мельхиора взглянула в него, она увидела свою красоту, а король и все придворные – свои недостатки. Злой советник Жилдабыл разоблачил обман, и король приказал казнить Амальгаму
Гай начал рассказывать, но тут раздался сигнал воздушной тревоги! Все побежали прятаться, а подавальщица Клава спасла самовар. Началась бомбежка. Одна из бомб упала рядом с метеорологической станцией и сильно ранила Гая. Он успел передать рассказчику зеркальце и попросил найти «зеркало», если ему суждено будет… Умер Арсений Гай, а рассказчик нашел обрывок письма, адресованного жителям таинственной страны Синегория.
Гая похоронили на вершине сопки под большим камнем. Рассказчик нарисовал на камне герб Синегории – радугу и стрелу. Он вернулся в Москву, но не мог забыть Гая и его рассказ. Тогда он решил рассказать эту историю по радио, чтобы найти людей, знающих о Синегории. Ему ответил человек из города Затонска, представившийся Амальгамой, который обещал рассказать больше о Трех Мастерах.
Рассказчик приехал в Затонск и встретился с мальчиком по имени Валерий Черепашкин, также известным как Амальгама. Он узнал, что Лешка Дульков, который обманул бригаду на заводе, ворует разные вещи и продает их на базаре. Капка попытался заставить Лешку вернуться на работу, но тот отнекивался. В конце концов они разошлись, а за ними издали наблюдали двое мальчиков в пионерских галстуках.
Капка идет по берегу моря в черной фуражке и длинной шинели с серебряными пуговицами. Мальчишки купаются и кричат ему «Гей-тя-тьё-оу!». Капка спешит на работу, ведь он бригадир фронтовой бригады ремесленников. Он проходит мимо разных машин и людей: машины секретаря горкома Плотникова, начальника Затона, военного коменданта, директора завода, посыльного, бухгалтера и даже Сережи на самокате и мальчика на хворостине. Капке очень хочется велосипед, как обещал отец, но сейчас не до этого – идет война.
Валерка Черепашкин и Тимка Жохов следят за Капкой после завода. Они узнают, что кто-то бил Капку под глазом. Валерка - историк города Затонска и записывает все важные события в тетрадку. Он очень начитанный и любит придумывать истории. Тимка – верный друг Валерки, он сильный и всегда защищает его.
Валерка и Тимка встречаются с Лешкой Ходулей, который подговорил других ребят обидеть Капку. Они пытаются выяснить правду, но Ходуля отрицает все. Валерка очень волнуется и хочет дать Ходуле по заслугам, но Тимка останавливает его, вспоминая о договоренности. Ходуля бросает бумажку с гербом, возможно, чтобы показать им, что он их узнал. В конце главы они получают сообщение от дозорного Сережки.
В Затонске произошло важное событие: в город прибыли юнги Балтийского флота с острова Валаама. Об этом узнали сначала галки, а потом и жители города. Юнги подняли флаг над школой, и это стало знаком перемен. Девочка Рима Бутырева случайно встретила моряка, который объяснил ей, что они теперь будут жить в школе.
Рима потеряла галошу и повстречала юнгу Сташука. Сначала они спорили, но потом нашли общий язык и даже посмеялись вместе. Сташук рассказал Риме о себе и о том, что они эвакуированы из Ладожского озера. Он немного грубил, но в конце концов улыбнулся и помог Риме найти вторую галошу.
На заводе работали ремесленники, которые старались выполнять важный заказ для фронта. Вечером они встретили юнг и Лешку Ходулю, который пытался произвести впечатление на моряков. Сташук заинтересовался Римой и познакомился с ней поближе. Он показал ей письмо от местных жителей – "синегорцев", которые приветствовали прибытие юнг. Ремесленники относились к юнгам с недоверием, не зная о трудностях, которые они пережили.
Валерка, Тимсон и Капка встретились после школы и стали обсуждать, что девочки увлеклись флотскими парнями. Валерка рассказал, что они отправили приветствие юнгам, а сам был огорчен, что сестра смеется над этим письмом. Ребята забеспокоились, что Капка стал меньше участвовать в их общих делах и подумали, что он хочет уйти из командора. Капка признался, что занят работой на заводе и ему неловко командовать, так как он уже не пионер. В конце концов, все расстроились и пошли молча вдоль Волги.
Рима увидела зажигалку у Капки, которую юнга ей подарил, и была недовольна тем, что Капка тайно общается с флотскими парнями. Капка увидел флотских ребят, которые насмехались над ними утром, и вручил Ходуле зажигалку в отместку. По дороге на баню ремесленники встретили юнг из флота. Сначала они немного поссорились, а потом мастер Корней Павлович и мичман Пашков поговорили о важности единства и работы во имя победы над врагом. В итоге все разошлись в хорошем настроении.
Капка очень занят важным заданием на заводе и почти не бывает дома. Валерка с Тимсоном решают подождать, чтобы не мешать командору. На доме Бутыревых появляется флюгер - сигнал о том, что Капке нужна помощь. Валерка получает записку от Римы, которую расшифровал благодаря своим знаниям синегорцев: нужно зажечь Большой Костер в 9 часов вечера. С помощью "солнечного телеграфа" (зеркальца) он оповещает об этом других синегорцев. Все понимают, что Капка нуждается в их помощи, потому что давно не созывал Большой Костер и как будто сторонится пионеров после ухода Арсения Петровича.
В городе напряженная обстановка из-за новостей с фронта. Юнги вызывали затонских ребят на спортивные соревнования. Затонские проигрывали юнгам во всем, и все были расстроены. Капку вызвали на соревнование по метанию гранат, хотя он не был заявлен заранее. Он удивил всех своей необычной техникой броска и показал отличный результат, выиграв у юнгов! Все радовались победе Капки и гордились им.
Ребята Валерка и Тимка назвали себя синегорцами. В буфете они встретили важного чиновника, товарища Плотникова, который расспрашивал о странных записях с каким-то гербом, найденных у пионеров. Плотников решил поговорить с ребятами, чтобы понять, что происходит. Он позвал Валерку и Тимку, но они молчали. Тогда Капка, узнав об этом разговоре, сам пришел к Плотникову и признался, что он командор синегорцев.
Капка рассказал товарищу Плотникову о лагерной игре, про Синегорию и Трех Мастеров. Плотников внимательно слушал и заинтересовался этой историей. Он похвалил ребят за фантазию и предложил Валерке вступить в комсомол. Потом к ним пришел юнга Сташук с просьбой помочь отремонтировать старый баркас для школы моряков. Капка согласился помочь, и ребята долго разговаривали о Ленинграде во время блокады и кино, став настоящими друзьями.
Ребята Капка и Сташук идут к мастеру Корнею Павловичу Матунину, чтобы попросить у него помощи. В доме у мастера чисто и много аквариумов с рыбками. Там же они неожиданно встречают мичмана Пашкова, который уже договорился с мастером о чем-то важном. Все вместе пьют чай с вареньем и слушают рассказ мичмана про русский характер и надежность.
Во время тревоги Капка и Сташук бегут домой, но оказываются в компании Валерки Черепашкина и Тимсона. Ребята решают помочь в постройке баркаса для нужд армии. Они вспоминают своего учителя Арсения Гая и решают назвать корабль его именем. Все вместе ждут отбоя тревоги и планируют дальнейшие действия, полные надежды и решимости.
Ребята в Затоне решили помочь юнгам построить баркас, старый корабль. Капка Бутырев договорился с мастерами и ребятами о помощи, но не все сразу согласились – Ходуля ворчал и был недоволен. Работы было много: чистили корпус, латали обшивку, ремонтировали двигатель и собирали всё необходимое для плавания - от флагов до посуды. Наконец, баркас под названием «Арсений Гай» был готов к спуску на воду, его украсили гербом синегорцев. Но неожиданно корабль забрал флот для траления мин на Волге из-за войны. Ребята были расстроены, но понимали важность этого задания и гордились своим вкладом в оборону. «Арсений Гай» отправился выполнять свой долг, став боевым кораблем
Немецкие войска приближались к Волге, и город Затонск наполнился беженцами. Люди молча переправлялись через реку, а вдали виднелось зловещее зарево – горел город за Волгой. Жители Затонска строили укрепления, юнги тренировались на острове, помогая друг другу. Детей эвакуировали из города, и Риме с Нюшей пришлось уезжать. Валерка подарил Риме компас на прощание, а Лешка Ходуля – зажигалку. Они попрощались с друзьями и поехали в неизвестность под звуки грохота битвы за Волгу. Зарево над рекой становилось все ярче, напоминая о страшных событиях, происходящих там.
В этой главе рассказывается о том, как мальчики - Капка, Тимсон и Валерка - заметили на острове посреди Волги странных людей в зеленых комбинезонах. Оказалось, что это немецкие солдаты, которые высадились с парашютами и собираются атаковать городок Затонск.
Мальчики побежали предупредить взрослых о приближающейся опасности. Капка добрался до юношеской роты моряков и рассказал им про немцев. Юнги под командованием Сташука решили дать отпор врагу, несмотря на опасность. Они переправились через реку вброд и незаметно подкрались к немецким солдатам на острове, чтобы атаковать их с тыла. В конце главы юнги начинают бой с фашистами
Во время ожесточенного боя на дне рва юнги и красноармейцы вступили в схватку с немецкими парашютистами. Мальчишки храбро дрались, используя всё, что попадалось под руку, чтобы победить врага.
Капка Бутырев оказался самым маленьким среди сражающихся, но он отважно помогал товарищам, цепляясь за ноги немцев и мешая им выбраться из рва. Вдруг юнги вспомнили о подземном ходе, который они рыли для соединения с пещерой, и решили использовать его для обхода врага. Капка пробрался в узкий ход и неожиданно для всех потащил немецкого пулеметчика под землю, обезвредив его огневую точку.
Благодаря смелости Капки бой был выигран, а прибывшие на помощь красноармейцы и ополченцы праздновали победу, скорбя о погибших товарищах. Мичман похвалил Капку за отвагу и сказал, что из него мог бы получиться хороший моряк.
Капке перевязали лоб, и Тимсон принес раненого Валерку. Валерка был очень слаб и рассказал, что хотел писать историю и поэтому попал под обстрел немцев. Он попросил Капку дописать за него рассказ, если с ним что-то случится, чтобы в нём было написано, что он не боялся. Валерке стало хуже, он потерял много крови и сказал, что доктор произнёс какое-то страшное слово на латыни – "хабитус". Капка спросил у доктора о значении этого слова и узнал, что оно означает телосложение и не предвещает ничего плохого. Доктор заверил его, что Валерка не умрёт от ранения, а сам Валерка даже похвалил Капкин "хабитус".
Валерка в больнице рассказывал товарищам Плотникову и начальнику школы юнгов историю о трех мастерах: Амальгаме, Изобаре и Дроне Садовой Голове. Они боролись против злого Фанфарона и Ветров, чтобы освободить страну. Мастера использовали свои умения – создание зеркал, флюгеров и волшебного вьюнка – для победы над врагом. С помощью синегорцев они смогли повергнуть Фанфарона, спасти прекрасную Мельхиору и принести мир и радость в Синегорию. В конце рассказа Валерка увидел в небе радугу, но Плотников объяснил, что это были залпы советских катюш по врагу.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Преподаватель учит четырёхлетнюю Иришку алфавиту. Способная девочка схватывает всё на лету, поражая учителя своим умом и сообразительностью.
Гоголь опубликовал свое произведение «Рим» в 1842 году. Эта повесть является частью романа «Аннунциата». В рассказе «Рим» описываются приключения юного римского князя. Он родился в столице Италии Риме
В этом произведении говорится о тяжелой жизни военнопленных, узниках лагерей. В одном таком лагере смерти, и произошла эта история.
Ночной порою, серый волк решил забраться в овчарню. На улице было темно, и бедолага не понял, как он перепутал хлевы. Вместо овчарни, хищник очутился в псарне.
Прекрасные слова о Правде сказал на празднике Рождества местный батюшка. Она пришла в наш мир вместе с Иисусом. Сопровождала его на протяжении всей земной жизни