Мальчик, от лица которого ведется повествование, помогает своему дедушке в заготовке ореховых веток. Точнее, это дедушка, изловчившись, отсекает ветки, используя маленький топорик – цангу. А мальчишка собирает их в пучки.
Ему давно наскучило это занятие, надоели кусачие комары. Мальчик развлекает себя тем, что отлавливает их. Или смотрит, как комар напивается его, мальчишкиной кровью, а потом прихлопывает насекомое. Он со злорадным интересом ждет, что дедушке не удастся дотянуться до ветки. Однако дед сноровист, он неутомимо продолжает рубить.
Дедушка рассказывает внуку, как один человек лежал в кровати, потому что враги прострелили ему ногу. Когда Аслан увидел это, он сказал, что лежать по такому незначительному поводу просто позор.
Мальчик расспрашивает дедушку про абреков. Тот говорит, что не любит их. Мальчик удивляется, он считает их героями. Оказывается, дедушкина семья когда-то спрятала абреков, а когда те ушли, то сожгли сарай, в котором перед этим укрывались.
По морю плывут военные корабли, мальчик провожает их взглядом. Дедушка рассказывает, как плыл на корабле в Турцию. Судно, перевозившее выходцев из Абхазии, было гораздо больше тех, что они видят сейчас. Абхазцы, приехав на турецкую землю, были удивлены тем, что в этой стране нет инжирных деревьев. А так же сахар там не выкапывали из земли, как они представляли.
Дедушка недолго прожил в Турции – ему там не нравилось. Поэтому он решил вернуться в Батум.
Еще дедушка вспомнил о письме, в котором абхазцы просили русского царя устроить для них Сибирь в Абхазии. Они писали, что должны проведывать родственников, находящихся в заключении. Но Сибирь так далеко, что невозможно довезти гостинцы – все съедается в пути.
Вот орешник нарублен, и ветки разделены на две кучи. Перед тем, как возвращаться домой, дед с внуком досыта едят чернику, а потом собирают ягоды, чтобы отнести своим родным. С вязанками прутьев на плечах они отправляются к дому.
Дома их встречает тетушка и ее дети. Ребята с радостью едят чернику. Бабушка, видя что ноги мальчика все изрезаны и кровоточат, обмывает их и корит дедушку.
На обед приходит дядя мальчика. Он бригадир. Мальчик относится к дяде с уважением, но когда тот пренебрежительно относится к дедушке, мальчик обижается. Ему невдомек: почему все ворчат на дедушку и делают ему замечания.
Этот рассказ учит относиться к состарившимся родственникам с уважением и любовью.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Аллин во время войны в Гималаях попал в ураган, затем в шторм и тайфун. С тех пор у него развилась мания, что его стремится настигнуть ветер – убийца. Хочет лишить его жизни, что было уже неоднократно.
В семье царит голод, поэтому новая жена уговаривает прогнать двух детей (мальчика и девочку), чтобы можно было выжить хоть как-то. Две попытки делает жена, в первый раз водит детей в темный лес, но дети знали о ее злобных планах, поэтому пошли на хитрость
Произведение представляет собой небольшую новеллу в виде литературного наброска, повествование в котором ведется от первого лица.
Шел 3 век до нашей эры великий полководец, как и положено, разбил войска, посмевшие восстать против Карфаген. Войска решились на восстание потому, что им не смогли заплатить вовремя. Не потому, что жалко стало денег
В этом рассказе снова младший Минька и старшая Лёля попадают в необычное положение. Приключение, правда, начинается не по их вине, а по идее Степки – сына их кухарки. Чувствуется, что он начитался приключенческих книг и вот решил отправиться