Произведение «Гаврош», написанное французским писателем Виктором Гюго, рассказывает о тяжёлой жизни бедных детей во Франции и их участии в революционном движении восемнадцатого века.
В те времена французская столица была заполнена нищими, просящими подаяние, бездомными и бродягами. Среди всего этого сброда встречалось достаточно много детей и подростков. У некоторых родители умерли, а некоторые несовершеннолетние стали настоящими сиротами при живых родственниках. Их нищие родители, обременённые бедственным финансовым положением и непосильным трудом, не заботились о своих отпрысках, самоустранились от их воспитания.
Таким никому не нужным подростком и был Гаврош, одетый не по росту в длиннющие мужские шаровары и драную женскую кофту. Эти обноски, которые трудно было назвать одеждой, мальчугану дали чужие люди из сострадания. Гаврош, лишённый родительской любви, комфортно чувствовал себя только среди беспризорных оборвышей, таких же как и он сам.
Он был очень бледным и болезненным подростком, но отличался сноровкой, ловкостью и смышлёностью. Гаврош любил подшутить над собой и своими товарищами. Он не мог усидеть ни минуты на месте и постоянно что-то делал. Подросток то бродил по парижским улицам, распевая во всё горло, то что-то искал в сточных канавах. А ещё воровал то, что плохо лежало, совсем как кошка или маленький воробушек, легко и весело. При этом Гаврош постоянно заливисто смеялся, даже когда недовольные прохожие в сердцах называли его шалопаем, и очень сердился, когда слышал, что он – бродяга.
При всей своей кажущейся беззаботности и весёлости, Гаврош очень нуждался в семье и материнской любви. Иногда он приходил на то место, где влачили жалкое существование его родители. Нищая убогая лачуга без крошки съестного укрывала людей, разучившихся улыбаться и привечать родного сына. Не найдя сочувствия родных людей, подросток просто-напросто уходил снова на улицу – свою родную стихию. Но он не винил ни в чём взрослых, которые только произвели его на свет и не хотели даже кормить. Ведь Гаврош даже не представлял себе, какими должны быть взаимоотношения между любящими родителями и их детьми.
Гаврош сам научился защищаться от злых людей и постоянно прятаться от полицейских, устраивавших облавы на нищих и бездомных. Подросток ежедневно находил сам себе пропитание и прятался о непогоды. При таком порядке вещей Гаврош оставался отзывчивым и добрым малым. Он обитал на городской площади в деревянной постройке, которая спасала его от ледяного ветра и дождя. Подросток разрешал там прятаться и другим бездомным детям, никому не отказывал в приюте.
Когда начались революционные события в столице Франции, и взрослые стали воздвигать баррикады, неугомонный подросток не смог усидеть на месте. Он тоже хотел служить великому делу освобождения угнетённых и обездоленных. Подросток сразу же стал помогать революционерам, не вникая в их идеи и лозунги. Гаврош собирал патроны, которые находил в карманах убитых на баррикадах. И приносил их тем взрослым, которые ещё могли держать оружие в руках. Подросток вносил посильную лепту в великое дело победы добра над злом под свист пролетавших мимо пуль, даже не обращая внимания на мелкие ранения, до тех пор, пока одна шальная пуля не поразила его. И таких маленьких детей и подростков, которые отдали свои жизни вместе с взрослыми, было достаточно много на парижских баррикадах.
Автор призывает своих читателей помнить имена тех, кто сражался за свободу и независимость, и стараться оставаться человечными всегда, при любых жизненных обстоятельствах.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Это первая часть «Орестеи». Агамемнон уехал на великую битву, все ждут его, дозорные следят за сигнальными огнями, когда же придет весть о долгожданной победе в Троянской войне. Наконец, огни загораются
Иван Мичулин, сын мелкого помещика, приехал в Петербург искать место чиновника. Это тихий, смиренный человек, следующий заповедям отца — не спорить, не перечить и угождать страшим.
В театре «Пале Рояль» играют комедию, на сцене - Мольер. Он сильно нервничает, ведь среди зрителей присутствует король Франции. Драматург в поэтическом экспромте льстит своему покровителю. Вывод: важно жить по совести
Антиопа – это красивая и воинственная амазонка, которая вскоре родила мальчика от Тесея, которого назвала Ипполитом. Но у мальчика вскоре появилась мачеха, Федра. Теперь, очень рада, что у нее будет такой пасынок
Никто не сомневается в том, что вещи живут своей жизнью. Часы ходят и кряхтят, кресло сидит, копируя фигуру своего хозяина, книги разговаривают. Трудящиеся вещи: стакан, свеча, интеллигентный термометр