Произведение «Гаврош», написанное французским писателем Виктором Гюго, рассказывает о тяжёлой жизни бедных детей во Франции и их участии в революционном движении восемнадцатого века.
В те времена французская столица была заполнена нищими, просящими подаяние, бездомными и бродягами. Среди всего этого сброда встречалось достаточно много детей и подростков. У некоторых родители умерли, а некоторые несовершеннолетние стали настоящими сиротами при живых родственниках. Их нищие родители, обременённые бедственным финансовым положением и непосильным трудом, не заботились о своих отпрысках, самоустранились от их воспитания.
Таким никому не нужным подростком и был Гаврош, одетый не по росту в длиннющие мужские шаровары и драную женскую кофту. Эти обноски, которые трудно было назвать одеждой, мальчугану дали чужие люди из сострадания. Гаврош, лишённый родительской любви, комфортно чувствовал себя только среди беспризорных оборвышей, таких же как и он сам.
Он был очень бледным и болезненным подростком, но отличался сноровкой, ловкостью и смышлёностью. Гаврош любил подшутить над собой и своими товарищами. Он не мог усидеть ни минуты на месте и постоянно что-то делал. Подросток то бродил по парижским улицам, распевая во всё горло, то что-то искал в сточных канавах. А ещё воровал то, что плохо лежало, совсем как кошка или маленький воробушек, легко и весело. При этом Гаврош постоянно заливисто смеялся, даже когда недовольные прохожие в сердцах называли его шалопаем, и очень сердился, когда слышал, что он – бродяга.
При всей своей кажущейся беззаботности и весёлости, Гаврош очень нуждался в семье и материнской любви. Иногда он приходил на то место, где влачили жалкое существование его родители. Нищая убогая лачуга без крошки съестного укрывала людей, разучившихся улыбаться и привечать родного сына. Не найдя сочувствия родных людей, подросток просто-напросто уходил снова на улицу – свою родную стихию. Но он не винил ни в чём взрослых, которые только произвели его на свет и не хотели даже кормить. Ведь Гаврош даже не представлял себе, какими должны быть взаимоотношения между любящими родителями и их детьми.
Гаврош сам научился защищаться от злых людей и постоянно прятаться от полицейских, устраивавших облавы на нищих и бездомных. Подросток ежедневно находил сам себе пропитание и прятался о непогоды. При таком порядке вещей Гаврош оставался отзывчивым и добрым малым. Он обитал на городской площади в деревянной постройке, которая спасала его от ледяного ветра и дождя. Подросток разрешал там прятаться и другим бездомным детям, никому не отказывал в приюте.
Когда начались революционные события в столице Франции, и взрослые стали воздвигать баррикады, неугомонный подросток не смог усидеть на месте. Он тоже хотел служить великому делу освобождения угнетённых и обездоленных. Подросток сразу же стал помогать революционерам, не вникая в их идеи и лозунги. Гаврош собирал патроны, которые находил в карманах убитых на баррикадах. И приносил их тем взрослым, которые ещё могли держать оружие в руках. Подросток вносил посильную лепту в великое дело победы добра над злом под свист пролетавших мимо пуль, даже не обращая внимания на мелкие ранения, до тех пор, пока одна шальная пуля не поразила его. И таких маленьких детей и подростков, которые отдали свои жизни вместе с взрослыми, было достаточно много на парижских баррикадах.
Автор призывает своих читателей помнить имена тех, кто сражался за свободу и независимость, и стараться оставаться человечными всегда, при любых жизненных обстоятельствах.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Произведение начинается с того, что бывший воспитанник кадетского училища Александров, вернувшись с каникул, прибывает в последний раз в учебное заведение, где он с товарищами проучился целых семь лет.
В произведении рассказывается о том, как главный герой Денис ожидает возвращения своей мамы из длительной
События рассказа Константина Симонова «Свеча» разворачиваются во время Великой Отечественной Войны – а точнее, незадолго до ее завершения. Главная героиня – пожилая сербка. Хороня русского воина
Маленькую Марионеллу стали звать Гулей, потому что она лежа в кроватке, она много гулила. Это имя так и осталось с ней. Гуля подрастала, и вскоре пошла в детский сад, а потом в школу. Она росла девочкой смелой и отважной, но надо сказать и непослушной.
В произведении показан обыкновенный американец, который хочет вырваться их серой повседневности, от всех забот и суеты.