В произведении «Жизнь Клима Самгина», созданном Максимом Горьким, описывается сорокалетний период жизни семьи Самгиных на фоне исторических событий, происходящих в России в конце 19 — начале 20 века. Действие романа разворачивается как в крупных городах, так и в провинции.
В семье Самгиных рождается мальчик, которого называют Клим. Он сразу начинает выделяться среди своих сверстников. Клим соперничает с сыном квартиранта — Борисом Варавкой до тех пор пока тот случайно не погиб вместе со своей сестрой. Сложны отношения Клима и с товарищами по гимназии. Мальчик хочет отличиться, но это ему не всегда удаётся. Один из гимназистов Константин Макаров испытывает нежные чувства к Лидии Варавке, и после ссоры пытается совершить суицид. Но Клим спасает товарища, а после горячо жалеет о своём поступке. Ведь девушка тоже нравилась Самгину.
У подросшего Клима появляется влечение к женскому полу. Его мать просит одну девушку удовлетворять сексуальные прихоти сына. Девушка ради денежного вознаграждения соглашается, хотя и симпатизирует другому молодому человеку. Это становится известно Климу, и он разочаровывается в женщинах.
После гимназического обучения юноша поступил в Санкт-Петербургский университет. Клим надеется, что студенческая жизнь будет более удачна, чем гимназическая. Однако желание юноши всё подвергать критике не позволяет выстроить прочные отношения с однокурсниками.
Самгин участвует в спорах студентов о взаимоотношениях прогрессивного Запада и отсталой во многих отношениях России. Клим и в них пытается выделиться, но не может доказать свою точку зрения. Юноша рассказывает о своих чувствах Лидии Варавке, но узнаёт, что девушка равнодушна к нему. Тогда Клим уезжает в Москву и пытается начать новую жизнь, присоединяется к революционному движению. Его действия носят не практический характер, а только теоретический. У него появляются новые знакомые Но скептическое отношение к людям опять мешает юноше ладить с окружающими.
В это время умирает старший Самгин, Клим едет на похороны и встречается с братом — активным революционером. Клима арестовывают и делают предложение стать осведомителем охранки. Но юноша отказывается, хотя в последствии жалеет об этом.
Клим пытается наладить отношения с молодыми девушками, но каждая попытка заканчивается разрывом.
Революционные события 1905 года заставляют юношу ещё больше поддерживать революционное движение, но уже практическими действиями. Он с большевиками на баррикадах.
Затем Самгин уезжает за границу. Но он и там чувствует себя не в своей тарелке, его одолевают апатия и скука. Клим встречается с матерью, но сразу же осознаёт, что они совершенно чужие. Тоскливое состояние заставляет юношу вернуться в Россию. Клим попадает на фронт, затем снова в тыл.
Окончание произведения не даёт читателю ясной картины, чем же заканчиваются жизненные метания главного героя.
Произведение учит читателей доказывать слова поступками, а не быть голословными.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
В начале повествования автор высказывает намерение не прославлять подвиги древних воинов, а создает произведение для умиротворения души. Подражая Апулею и Лафонтену, автор воспевает душевную красоту главной героини.
Произведение Андрея Платонова «Третий сын» описывает, на первый взгляд, совершенно житейскую историю – смерть пожилой женщины. Она умерла на склоне лет, и близким было, чем гордиться: в ее семье выросло шестеро сыновей
В далеких краях, жил царь со своей супругой, детей у них не было. Отправился как-то государь по чужим сторонам ездить, а царица тем временем, родила ему сына.
Главная героиня – женщина по имени Дуся. Она живет в Москве со своим мужем. Рассказ начинается 1 января. Выпивший муж открывает дверь и получает телеграмму с сообщением о том, что мать жены умерла.
Степка - молодой парень, вернувшийся с тюрьмы. Он приезжает в свою деревню, встречает родителей и близких друзей. У отца один только вопрос - вышла ли вся дурь из сына, из-за которой он и попал за решетку.