Названия глав условные. Автор не давал названия
В главе рассказывается о встрече автора и странного человека на одесском порту. Человек этот, князь Шакро Птадзе из Грузии, выделялся среди всех своим необычным поведением. Он был как рыба в пруду суеты, звона и шума.
На четвертый день автор решает познакомиться с ним и предлагает еду. Князь, который оказался голоден, быстро уничтожил предложенное угощение. Они стали общаться, и князь рассказал свою историю.
Он преследовал своего друга-вора до Одессы, но деньги закончились. К тому же, он нажил себе проблемы с полицией из-за конфликта на постоялом дворе. Автор решил помочь князю и предложил ему пойти в Крым вместе.
Шакро согласился, несмотря на то, что это означало отказ от его модного облика. И вот они отправились из Одессы в Тифлис пешком.
В главе описывается встреча героя с князем Шакро во время путешествия в Херсон, где он представляет своего спутника как неразвитого, но добродушного человека. Шакро рассказывает истории о жизни на Кавказе, об отношении грузинских помещиков к крестьянам и их жестоких методах управления, которые герой воспринимает с возмущением.
Один из рассказов - о богатом князе, убившем крестьянина за то, что тот на лошади обогнал его коня. Шакро видит в этом поступке необходимость и считает князей звездами, а крестьян - как комок земли.
Герой пытается переубедить его с помощью умственных рассуждений о справедливости и нравственности, но Шакро привержен своей жестокой версии мира. Он верит в то, что сила определяет закон, и жизнь на Кавказе подтверждает его взгляды.
Шакро также обсуждает свое понимание учения Христа, которое сводится к восстанию против еврейских законов. Герой пытается объяснить ему более подробную версию учения, но Шакро не слушает и продолжает придерживаться своего взгляда.
В конце главы героя и Шакро ожидает трудная жизнь в Феодосии, где они надеются найти работу. Шакро обещает помочь герою устроиться на работу и живет мечтами о богатой жизни.
Мы приехали в Крым и направились к Ялте, наслаждаясь красотами природы. Князь пытался есть странные ягоды и часто жаловался на свой голод. Мы не могли заработать денег и питались только фруктами.
Шакро стал называть меня ленивым и обвинять в том, что у нас нет еды. Он рассказывал о своем огромном аппетите: как он может съесть много разных блюд и выпить много вина за один прием пищи.
Однажды я нанялся работать в фруктовом саду и купил хлеба и мяса. Но когда я вернулся, Шакро уже все съел. Это было нечестно, но я решил промолчать.
Шакро начал просить милостыню, делая вид, что у него болит нога. Ему подавали мало денег и мне стало хуже. Он требовал, чтобы я кормил его.
Я рассказывал Шакро о красивых местах Крыма, но ему это было неинтересно. Мы решили уехать из Крыма, потому что наступала осень и нам еще предстоял долгий путь.
Мы остановились ночевать около моря. Я смотрел на звезды и слушал шум волн, а Шакро вдруг начал надо мной смеяться. Это было очень обидно. Но потом он извинился и сказал, что думал, будто я молюсь.
Мы приехали в Феодосию, но там тоже не смогли найти работу. Тогда мы пошли в Керчь. Шакро начал говорить о женщинах и много есть. Он очень голодал и его живот постоянно щелкал от голода.
В Керчи нам пришлось ночевать под мостом, чтобы не попасться полиции. На следующий день я заработал несколько копеек, отнеся мешок дынь для одной женщины.
Нам нужно было переправиться на другой берег пролива, но никто не соглашался нас взять из-за недавних происшествий с бродягами. Я решил рискнуть и придумал план на ночное время.
Герой и Шакро, ночью проникают к таможенной брандвахте с целью угнать шлюпки. Они освобождают одну из лодок, заменяют вёсла досками от настов и отправляются в море. Бурный ветер и высокие волны создают трудности, но они продолжают двигаться подальше от берега.
Во время бури Шакро предлагает поставить парус из своего чекменя, однако при попытке сделать это лодка резко подпрыгивает и оба пассажира оказываются в воде. Но они не теряют надежду и вскоре снова забираются на лодку.
Тем временем они замечают землю, что является большой радостью среди бурного моря. Они оставляют лодку и начинают двигаться к берегу, ведомые светом далекого огня. Их путь пролегает через колючую траву, но они не обращают на это внимания и продолжают свой путь к спасению.
Мы встретили три большие собаки, которые напали на нас. Я закинул в них мокрый чекмень и начал свистеть. Собаки отступили, а люди прибежали к нам. Мы оказались у костра с четырьмя чабанами.
Один из них помог Шакро раздеться, пока другой пошел проверить мою лодку. Шакро начал танцевать дикий танец вокруг костра для того чтобы согреться. Это было очень смешно!
Чабаны предложили нам еду и одежду. Они обсуждали, что делать с нами: отвести в станицу к атаману или к таможенным службам.
Старый чабан сказал, что мы можем просто пойти своей дорогой. Мы были рады этому предложению. Старик дал нам хлеба и сала на дорогу. Потом он поклонился нам, и мы пошли дальше. Шакро смеялся над чем-то.
В этой главе герой и его спутник Шакро общаются у моря после ночного путешествия. Шакро, в шутку, говорит о том как мог обвинить героя перед их лидером за попытку утопления. Герой пытается объяснить недопустимость такого поступка, но Шакро отвечает ему, что не верил в подлинность этого обвинения и был уверен в благих намерениях героя.
Шакро делится планами на будущее, обещая устроить жизнь героя при своем отце. Он представляет сценарий жизни полной изобилия и радости. Герой же размышляет о сложностях жизни тех, кто двигается вперед, вооруженные новыми моральными принципами, но встречают на пути людей, не способных понять их.
После рассвета Шакро засыпает в песке, а герой сидит рядом и размышляет о мощи и красоте моря. Появление парохода вызывает у него мысли о гордости человечества в преодолении природных стихий. Но эти мысли прерываются видом спящего Шакро, напоминающего ему о реальности и сложности взаимопонимания между людьми.
Шакро и я путешествовали по Терской области. Он был в очень плохом состоянии, его одежда была полна дыр. Мы работали, чтобы заработать на еду и одежду, но Шакро не мог справиться даже с самой простой работой.
Один день он украл деньги из моего мешка и пропил их вместе с местной женщиной-казачкой. Она назвала меня "еретиком". Они потребовали от меня вернуть Шакро деньги, которые я будто бы взял у него в Одессе.
Чтобы избежать проблем, мне пришлось угостить их вином. Пока они спали, мы с Шакро тихо ушли и продолжили наше путешествие.
На следующий день началась гроза. Это была огромная степная буря с молниями и громом. Я был так впечатлен этим зрелищем, что запел во всю силу своих легких.
Но Шакро разозлился на меня за это. Он сказал, что я помешал ему, потому что только бог может говорить во время грозы. Он начал мне кричать и тыкать в грудь, говоря о том, как я мучаю его.
Все это было так смешно, что я не смог удержаться от смеха. Шакро обиделся на меня и отвернулся.
В пути к Тифлису, Шакро становится все более мрачным. Он украдкой берет лезгинскую кисею (легкую ткань) у черкесов, но автор, опасаясь последствий, бросает добычу. Это вызывает ссору между ними. Шакро объясняет, что сделал это из желания помочь другу, поскольку не умеет работать.
Ближе к городу Шакро начинает мечтать о возвращении домой и планах на будущее. Они быстро приближаются к Тифлису, но вместо того чтобы войти днем, Шакро решает подождать до темноты.
Шакро просит башлык для маскировки перед знакомыми и исчезает в переулке, оставив автора ждать. Но он так и не вернулся, уйдя навсегда из жизни спутника.
Этот эпизод обогатил путь главного героя опытом, которого нельзя найти в книгах - мудростью жизни.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Ранним, воскресным утром к Ивану пришел тесть Наум и позвал его в лес за дровами. Зять спал и очень не хотел тащиться по морозу. Ваня полежал подумал, что дрова нужны все равно и стал одеваться.
Мир кажется таким жестоким и злым тем, кто никогда не видел доброты и простой радости в этом мире. Именно таким людям трудно верить в добро, которое на самом деле – существует, просто нужно в это верить и делать его самому.
Был великий пост. Заболела женщина, которая жила в двадцати верстах от города. Доктор с трудом добрался до назначенного дома, дорога была не легка. Больной оказалась молодая и очень красивая девушка, за которой ухаживали две сестры.
Легенда о граде Китеже, известная в обработке старообрядцев из их книги летописец, рассказывает историю великого
События происходят в Иркутской области в 1948 послевоенном году. Повествование идет от лица автора. Главный герой самый старший из многодетной бедной деревенской семьи. Он вынужден уехать в город