Это повесть, - вторая часть из четырех, повествующих о жизни Тёмы Карташева. Дело происходит на шестом году обучения в гимназии. Два противоположных лагеря, Корнева и Карташева, постепенно сближаются, а со временем все ребята начинают по-настоящему дружить. Для того чтобы соответствовать начитанности Корнева, Тёма решает прочесть те книги, которых ему недоставало. Теперь Корнев не может оказывать на Тёму интеллектуального давления. Тема часто приходит к Корневу в гости и даже начинает испытывать симпатию к его младшей сестре.
Во время одной из домашних посиделок ребята решают издавать свой журнал, в который будут входить научные исследования и изыскания ребят, а также их взгляд на систему современного образования. Журнал получился не хуже серьезных периодических изданий. Все обсуждали статьи ребят, особенно хвалили тексты Корнева, Беренди и Долбы, - вообще обсуждали почти все темы кроме тех, что писал Тёма. Это задевало главного героя, но не настолько, чтобы оставить развернувшуюся общественную деятельность.
Летом Тёма пригласи Корнева провести с ним в деревне, родители Корнева были не против этого, а посему двое молодых гимназистов не только вместе отдыхают, но и изучают жизнь и обычаи местных крестьян, общаясь со священником и помещиком, с которым Карташевы будут связаны впоследствии семейными узами. Старшая сестра Тёмы выйдет за него замуж, но брак окажется несчастным. Корнев производит неизгладимое впечатление на всю семью Тёмы своей образованностью и многими своими талантами.
Новый учебный год в гимназии начался с передряг, - уволен был по доносу любимый преподаватель истории, исключены Берендя и Рыльский, которые пытались заступиться за своего учителя. Впоследствии Берендя начинает много пить, попадает в неприятную любовную историю, а затем его несправедливо обвиняют в убийстве. Все эти события приводят парня к самоубийству, которое стало шоком для многих гимназистов. Все продолжают учиться и готовиться к выпускным экзаменам, которые пройдут успешно.
Эта повесть рассказывает о том, как главный герой начинает постепенно взрослеть, - он объединяется со своими товарищами, находит единомышленников, впервые влюбляется.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Сева Щеглов вместе с мамой жил в алтайском совхозе очень давно, еще со дня его основания. Тогда вместо совхоза стояли 3-4 палатки, а вокруг были целинные земли
Рассказчик вспоминает о годах учения в Первом петербургском кадетском корпусе. Это было в эпоху правления Николая Первого. По мнению рассказчика, праведники не перевелись и в это время, и хочет рассказать о людях
Главный герой юмористической пьесы-шутки Антона Павловича Чехова - Ломов Иван Васильевич. Герой - здоровый и упитанный мужчина тридцати пяти лет. Он приезжает в имение к своему соседу - помещику Степану Степановичу Чубукову.
Гленарван, Роберт и Талькав отдыхали на берегу реки Гуамини в ночь перед новолунием. Талькав проснулся около 22:00 и стал внимательно наблюдать за окружающей средой.
Главный герой этой увлекательной истории - капитан Христофор Бонифатьевич Врунгель, преподающим студентам навигацию.