Закрытые учебные заведения России для девочек. Переживания учениц, их эмоции и душащая атмосфера. Их грезы, мировоззрения, страхи и судьбы. Именно Лидия Чарская наиболее подробно и честно описала все это в своих работах. Путь в литературе Лидия начала с довольно неуклюжей, но искренней повести «Записки институтки» в 1901 году. Данное произведение базировалось на ее собственных переживаниях.
Но Чарская совершенствовалась и продолжала создавать новые истории о судьбах маленьких затворниц. Так в 1909 году свет увидело произведение «За что?», в 1910 – «Большой Джон», а в 1911 Лидия выдала сразу две повести: «На всю жизнь» и «Цель достигнута». Данная серия работ вобрала в себя сентиментализм, присущий писателям того времени, и модернизм, только набирающий популярность.
Вторая серия работ Лидии Чарской стала менее биографической, но добавила романтичности. «Княжна Джаваха», «Люда Влассовская» и «Юность Лидии» хорошо описывают становление личности героини, эмоции и переживания девушек более старшего возраста. Именно по этой причине произведения Чарской советовали как воспитательная литература для школьных библиотек.
Одним из приемов увлечения читателя была интрига, построенная на нравственных страданиях героев. Лидия Чарская вела повествование от первого лица. Такой подход облегчал передачу эмоций читателю. Она довольно ярко описывала ограниченность девочек, оказавшихся в закрытых учебных заведениях. Так же ей удавалось поддерживать саспенс, заставляя читателя в напряжении ожидать развязки.
Несмотря на всю пользу работ Лидии Чарской для подрастающих поколений, они так и не дошли до своей целевой аудитории. Советская цензура свела на нет весь тот опыт, что писательница могла передать молодым девушкам.