Михаил Афанасьевич Булгаков — автор весьма неоднозначный. Читателей, равнодушных к его произведениям, нет. Просто каждому нравится свое. Давно подмечен любопытный факт: люди считающие своим любимым произведением «Мастера и Маргариту» достаточно холодно относятся к «Белой Гвардии» считая, что она читается тяжеловато. И наоборот, те кто прочитал и полюбил второй роман не понимают, как тот же автор мог написать «Матера и Маргариту».
Вся судьба Михаила Афанасьевича весьма противоречива. И, конечно, это не могло не отразиться на его творчестве. Мы помним его именно как замечательного писателя, но сам Булгаков своим жизненным призванием считал медицину.
В 1919 году он мобилизован деникинцами и, попав на Северный Кавказ, начинает всерьез писать. В местных газетах печатают его рассказы проникнутые сочувствием к движению белых. Позднее, разочаровавшись, он селится в Москве, поддерживая настроения молодой Советской страны. Ему выделяют комнату в коммунальной квартире на Садовой и многие герои его будущих произведений будут иметь характеры соседей оттуда.
Советской властью оценены были только два произведения: Белая гвардия, переименованная под давлением критики в «Дни Турбиных» и «Зойкина квартира», которые были поставлены на сцене и одобрены самим Сталиным. Однако в 1929 году их сняли с репертуара. Подавляющее большинство произведений были изданы после его смерти, критика не пропускала их в печать.
Есть свидетельства о том, что в конце своей жизни Булгаков разочаровался в Советской власти. И это отразилось во многих сценах «Мастера и Маргариты». Главного произведения Михаила Афанасьевича, которое он продолжал редактировать даже на смертном одре. По свидетельству близких людей писателя последней поправкой в тексте и в жизни была фраза Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут»?
Булгаков знаменит во всем мире.