Саша Соколов, один из великих русских писателей последних десятилетий, написал роман “Школа для дураков” в 1973 году.
Главный герой, "ученик такой-то", учится в необычной школе для слабоумных детей. Он отличается от других детей тем, что обладает избирательной памятью. Ему нравится запоминать то, что удивляет его воображение. Мальчик любит проводить время с родителями на даче, где окружает его красота природы. Его бабушка тоже теряла память, когда она восхищалась чем-то красивым. Главный герой верит, что его болезнь наследственная. Ему советуют не ездить на дачу, так как признаки болезни обостряются. Однако он не может представить свою жизнь без созерцания красоты, поэтому не следует совету врача.
Одно из проявлений его болезни — раздвоение сознания. Герой ведёт беседу с «другим собой». Его сознание балансирует на грани одарённости и безумия, смешного и трагического. Герой чувствует относительность времени. Для него не существуют понятия времени, так как человеческое существование беспрерывно. Бесконечное пространство окутывает мальчика. Врач полагает, что это одно из проявлений болезни. Главный герой полностью растворяется в окружающем мире.
Мальчик влюблён в учительницу ботаники. Её отец когда-то был арестован за собственные идеи. После долгих «бесед» он был отпущен, жил в той же дачной местности. Герой хочет стать инженером и жениться на учительнице ботаники, но он осознаёт неосуществимость своих мечтаний.
Географ Павел Петрович Норвегов – любимый его учитель. Он живёт недалеко от главного героя. По своему духу очень близок к духовному миру мальчика. Он любит свободу и справедливость, не любит условности.
В спецшколе, где учится главный герой, вводят школьное правило. Все ученики должны носить тапочки в таком мешке, на котором написано, что они относятся к слабоумным детям. Директор, который ввёл эту унизительную систему, увольняет учителя географии. Мальчик старается протестовать, но система сильнее его. Ему грозят, что отправят его в больницу.
Павел Петрович прощается на последнем уроке со своими учениками. Учитель рассказывает детям историю о плотнике, который мечтал строить в пустыни. У него не было никакого материала. Плотнику пообещали принести всё необходимое для строительства, но он должен был вбить гвозди в руки человека, распятого на кресте. Не представляя свою жизнь без любимой работы, плотник решается вбить эти гвозди. Позже он сознаёт, что вбив их, плотник распял самого себя.
Любимый учитель географии Павел Петрович умирает. Его хоронят в нелюбимой солидной одежде. Герой хочет быть похожим на своего учителя. Когда он заканчивает школу, ему приходится войти во взрослую жизнь, которая так и кипит от рвения к власти, карьере, материальному благосостоянию. Где бы он ни работал, он оставался правдолюбцем как его любимый учитель. Автор прерывает речь героя, подчёркивая, что выходя на улицу, мы часто сливаемся в толпе прохожих. Система подавляет любую творческую личность.
Роман учит отстаивать своё мнение, сохранять творческую индивидуальность, ценить красоту, добро и свободу выбора.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Главный герой произведения – Дон Гуан. В начале пьесы он со слугой ждет, когда стемнеет, чтобы зайти в город. Он считает, что в темноте его никто не признает. Оказывается, что Дона выгнали из страны за то, что он убил дворянина.
Нана - повесть о второсортной актрисе, которая пользовалась очень большой популярностью у мужчин разного сословия и ранга. Будучи совсем молодой, она начала свою карьеру на сцене, но выступала очень робко и неубедительно
Повествование ведется от первого лица, место действия – испанский город Толедо. Главный герой – мужчина, которому инквизиция вынесла смертный приговор. Ни имя героя, ни его преступление не называется
В небольшом по содержанию рассказе Гайдар сумел раскрыть следующие темы: тема патриотизма, гражданственности, семейных отношений.
Рассказчик — начинающий писатель — живёт в комнатушке, которая находится на чердаке дома. Он создаёт газетные статьи, но заработанных денег не хватает.