Основным персонажем библиографического произведения является университетский товарищ писателя Федор Васильевич Ушаков.
Поступая в Лейпцигский университет в возрасте двадцати трех лет, Ушаков, имея звание коллежского асессора и перспективы блестящей карьеры, выбирает не чиновничье кресло, а жажду знаний на студенческой скамье. При обучении молодой человек отдает предпочтение математическим и философским наукам, усердно изучая их и выполняя множество научных работ, отличаясь необычайной любознательностью.
Характерными чертами Ушакова писатель называет гражданское мужество, а также ярко выражающееся у него руководящие задатки вождя русского студенчества, которого сам автор называет учителем в твердости.
На время обучения к студентам из России прикрепляют наставником майора Бокума, грубого, невежественного мужлана, который радеет лишь о получении собственной прибыли. Большая часть денежного довольствия студентов оказывается в кармане ушлого наставника, в результате чего студенты живут в нетопленных помещениях и голодают. Являясь лидером в студенческой среде, Ушаков проводит переговоры с Бокумом, но майор отказывает разговаривать с мелким для него студентом.
Среди молодых людей накаляется атмосфера и назревает справедливое возмущение. Последней каплей терпения становится удар по лицу, нанесенный майором Бокумом одному из студентов Насакину. Юноши настаивают на вызове студентов наставника на дуэль в качестве мести за обиду, а в случае его отказа от поединка – нанесенной в ответ пощечине. Студент наносит обидчику двойной удар по лицу, после чего испуганный немец с позором бежит с места событий, обвиняя студентов в посягательстве на собственную жизнь. Молодых людей заключают под стражу за покушение на убийство и лишь с помощью грамотных действий русского дипломата студенты оказываются на свободе.
Повествуя о событиях времен студенческой молодости, писатель проводит параллель взаимоотношений с тираном Бокумом и притесняющим собственный народ самодержавным правлением, делая вывод о необходимости назревших революционных перемен в обществе.
В финале произведения автор рассказывается о преждевременной смерти своего товарища, который узнает о скорой кончине от доктора. При этом Ушаков проявляет в эти минуты невиданную человеческую смелость, благодаря врача за нелицемерное заключение о его болезни и трогательно простясь с друзьями.
Свои работы Ушаков передает писателю с предложением распорядиться ими на его усмотрение. В последние дни жизни Федор Васильевич испытывает страшные боли и просит товарища ускорить смерть, дав ему лекарство с ядом. Однако тот не в силах выполнить просьбу умирающего Ушакова, понимая, что продляет его невыносимые страдания.
Произведение автора рассказывает о простой жизни обычного человека, характеризующегося автором в образе высокоморального, нравственного, глубокого духовного истинного представителя общества.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Рассказ Чехова вращается вокруг двух основных персонажей: рядового Гусева и неустановленного по званию Павла Иваныча, находящихся на пути домой
Автор поселился в гостинице во Владыкавказе, где и должен был прожить дня три, пока не придет оказия – это полроты солдат-пехотинцев и несколько пушек, под прикрытием которых шли обозы.
Герой романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», созданный испанским писателем Мигелем Сервантесом, – обедневший дворянин, который мечтает стать рыцарем. Начитавшись рыцарских романов
Рассказ Константина Паустовского «Похождения жука-носорога» — одно из лучших произведений о войне. На примере взаимоотношений главных героев — Петра, его сына Степы и жука, автору удалось показать, что и на войне есть место для человеческого тепла
В этом замечательном сборнике представлены забавные и не сложные для детского восприятия история, заставляющие ребёнка размышлять, рождающие эмоции и массу тем для общения и обсуждения со взрослыми.