«Метаморфозы» - повествовательное стихотворение в пятнадцати книгах римского поэта Овидия, завершенное в 8 г. н.э. Это эпическая поэма, описывающая создание и историю мира, включающая многие истории из греческой мифологии, хотя они больше сосредоточены на смертных персонажах, чем на героях или богах. Каждая история содержит какую-то трансформацию, которая связывает их все вместе.
Овидий начинает с обращения к богам о благословении его дела. Затем начинается сказание об изменениях, как земля, небо и все остальное создается из хаоса. За этим последовала угроза гигантов захватить небеса, на которых гневный Юпитер, римский эквивалент Зевса, обрушивает потоки воды.
Потоп уничтожает все живые существа, кроме единственной праведной пары, Девкалиона и Пирры. Супруги - одни смертные на Земле, подчиняясь наставлениям богов, они бросают камни позади себя, из которых появляются в новые люди.
Поэма рассказывается о том, как любовь Аполлона к Дафне превращает нимфу в лавр. Несчастная возлюбленная Юпитера Ио, дочь речного бога, которая трансформирована в корову, чтобы уберечь ее от мстительной Юноны. Ио вынуждена скрываться от гнева Юноны, пока та не простит ее.
Сын Ио и Юпитера, Эпаф, подружился с Фаэтоном. Но Эпаф не уверен, что Фаэтон сын бога Солнца. Юноша, пытаясь доказать это, заимствует колесницу своего отца, как тот не отговаривал его. Из-за неумелого управления тройкой огненных лошадей вспыхивает вся земля, реки и моря. Юпитер, спасая землю, убивает Фаэтона. Сестры мальчика настолько расстроены, что перерастают в деревья, а их слезы в янтарь. Его друг Цынус, который многократно ныряет в реку в попытке восстановить тело Фаэтона, перевоплощается в лебедя от горя.
Юпитер видит красивую нимфу Каллисто, одну из служанок богини Дианы. Он овладевает девушкой. Обнаружив нечистоту своей служанки, Диана изгоняет Каллисто. Ревнивая Юнона обращает деву в медведицу. Достигнув пятнадцатилетия, сын Юпитера и Каллисто почти убивает свою не узнанную мать, но Юпитер превращает их обоих в созвездия.
Несколько последующих стихотворений повествуют о том, как белый ворон стал черным из-за зла, причинённого его сплетнями; как Меркурий обращает пастуха в камень за предательство. Дальше Меркурий влюбляется в красавицу Герсу, в результате чего сестра Герсы Аглавра, превращается богом в камень за завистливые черные мысли.
Юпитер влюбляется в Европу и увозит ее, прикинувшись красивым белым быком. Братья идут искать Европу, но не могут обнаружить ее местонахождение. Один из братьев, Кадмус, основал новый город (позже известный как Фивы). Чудесным образом он создает новых людей, засеяв землю зубами змея или дракона, которого он убил.
Много лет спустя внук Кадмуса Актеон, неосторожно подглядывает за купанием Дианы. Она превращает его в оленя, которого преследуют его же люди и разрывают собственные собаки. Дочь Кадмуса Семела должна родить сына Юпитера, но вмешивается Юнона. Семела сгорает от истинного облика своего возлюбленного. Ребенок Вакх, однако, спасен отцом.
Юпитер и Юнона поспорили о том, у кого больше наслаждения от любви у мужчин или женщин. Они призывают Тиресия, который несколько раз становился женщиной, чтобы урегулировать спор. Тиресий считает, что женщины получают намного больше удовольствия от любви, Юнона ослепляет его, но, как воздаяние, Юпитер дает ему дар предвидения.
Тиресий предсказывает, что юноша Нарцисс должен умереть рано. Нарцисс влюбляется в свое собственное отражение и превращается в цветок. Тиресий также пророчит смерть Пенфея. Его наказывает Вакх за отказ признавать его богом. Пенфея раздирают его мать и сестры, под воздействием вакхического обряда. Юнона в неистовстве, что Вакху поклоняются, как богу. Сам Кадмус, основатель Фив и дедушка Пенфея, спасется благодаря преображению в змея вместе со своей женой.
Несколько последовательных коротких историй о том, как крылатый Пегас создал фонтан, топнув копытом; как девять сестер посмели бросить вызов Музам на конкурсе пения и обратились птицами, когда проиграли; как Арахна превратилась в паука после дерзостного соперничества с Минервой.
Ясон прибывает в Колхиду в поисках золотого руна. Дочь колхидского царя Медея пленяется Ясоном и помогает ему. Она становится его женой, убивает дядю Ясона Пелия, чтобы возвести на трон мужа. Медея покидает город, чтобы уйти от наказания, но вернувшись, она обнаруживает, что у Ясона другая супруга Главк. В ярости Медея убивает Главк и своих собственных двух сыновей и снова бежит.
Тем временем дочь царя Ниса Сцилла влюбляется в захватчика Афин Миноса и отрезав волосы отца, погубила Ниса. Минос испытывает отвращение к ее поступку и отвергает ее. Нис обращается в скопу, а его дочь - в кириду.
Жена Миноса, Пасифае воспылала неудержимой страстью к быку, и она рождает Минотавра. Минос прячет его в лабиринте, построенном Дедалом. Царь Крита требует дани от Афин. Каждые девять лет в жертву Минотавру Афины отправляют юношей и девушек. Тесей был избран подобной данью, его спасает любовь Ариадны. Она помогает ему пройти по лабиринту. Герой убивает Минотавра и увозит царевну, но вскоре бросает ее, а Вакх возносит ее на небеса в виде созвездия.
Между тем, Дедал намеревается покинуть Крит со своим сыном, делает крылья из перьев и воска. Забыв, советы отца, Икар летит слишком близко к солнцу и погибает.
Эвридика умирает от укуса змеи. Орфей спускается в преисподнюю, ища возлюбленную супругу. Ему удается смягчить сердца Плутона и Прозерпины своей музыкой. Но он не смог удержаться и оглянулся назад на Эвридику, и она потеряна для него навсегда.
Одинокий Орфей поет печальные истории: о краже Юпитером Ганимеда; о смерти любовника Аполлона Гиацинта, который был случайно убит диском Аполлона; и о Мирре, которая воспылала запретной любовью к своему отцу, пока он не обнаружил кто она, после чего Мирра бежала и превратилась в дерево.
Женщины, опьяненные вакховым соком, разрывают Орфея на куски, когда он поет свои печальные песни. Наконец он встречается с Эвридикой и уже никогда не расстается. Вакх перерождает убийц в дубы.
Затем рассказывается о Троянской войне, о смерти Ахилла, о споре за его доспехи и окончательном падении Трои.
Асклепий бог исцеления, излечивает Рим от чумы. Правителем Рима становится Цезарь, а затем его сын Август. В заключении Овидий пишет, что до тех пор, пока город Рим жив, его поэтический труд, несомненно, сохранится.
Повторяющаяся тема Метаморфоз - любовь. В отличие от романтических представлений о любви, которые были «изобретены» в средние века, Овидий рассматривал любовь как опасную, дестабилизирующую силу. Страсть властвует над всеми, смертными и богами.
Овидий, как и большинство римлян своего времени, принял идею о том, что людям не избежать своей судьбы. Он также указывает, что судьба превосходит силу богов. Боги могут иметь более долгосрочный взгляд на Судьбу, но она по-прежнему оказывает на них силу.
Месть является мотивацией для любой трансформации, которую рассказывают истории. Поскольку боги мстительны, они превращают смертных в птиц или зверей, чтобы доказать свое превосходство. Насилие происходит почти в каждой части поэмы. Женщины обычно изображаются негативно, либо как девственные красавицы, бегущие от богов, которые хотят ими овладеть, либо как злые и мстительные девы.
«Метаморфозы» подчеркивают, что высокомерие является фатальным недостатком, который неизбежно приводит к падению персонажа. Боги презирают всех людей, которые пытаются сравнить себя с божественностью.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Дело было в Сибири, у реки Катуни. Дни стояли очень знойные, земля раскалялась, а к вечеру, когда немного холодало, к реке спускался древний дедушка, - лицо его и руки были в морщинах, шея его была тонкой, а голова седой
В рассказе Михаила Пришвина Лисичкин хлеб, присутствует всего два героя: некий Я и Зиночка. Про меня в рассказе почти ничего не говорится.
В этот пасмурный день Иван Петрович Сомов скучает в своем кабинете. Его внимание привлекает жена
Урал. На платформе толпится народ ягодников с ведрами, корзинами и всякой утварью. Подъезжает поезд, который едет до Теплой горы и останавливается всего на минуту.
У одного человека был друг, охотник. Как-то собирался он на Север, и спросил этого человека, что ему оттуда привезти. А тот возьми да и попроси живого волка.