Произведение является сочинением, основной тематикой которого рассматривается человеческая душа, состояние которой, с точки зрения автора, находится в прямой зависимости от телесного состояния.
Душа, по мнению философа, представляет собой жизненный принцип для всех земных существ, включая растения и животных.
Произведение включает в себя три книги, первая из которых представляет читательской аудитории различные точки зрения предшественников автора (пифагорейцев, Анаксагора, Эмпедокла), рассматривающие душу, которую философ воспринимает в качестве принципа движения (перемещение, убывание, возрастание, превращение).
Вторая книга посвящается рассмотрению природы души с рассуждением на метафизическую тематику. Автор стремится дать определение таким понятиям, как сущность, материя, форма, энтелехия, рассматривая их с различных философских позиций.
Сущность, с точки зрения Аристотеля, представляет собой род сущего, имеющего отождествление и с материей, и формой. При этом они могут быть и едиными. Соответственно, душу философ определяет как форму и энтелехию тела, имеющую несколько способностей: рост, ощущение, размышление. Учитывая данную классификацию автор выделяет отдельно человеческую душу, душу растений и животных.
Третья книга посвящается рассмотрению Аристотелем существования в человеке пяти чувств в виде осязания, зрения, вкуса, слуха и обоняния. Данные ощущения противопоставляются автором мышлению, которое включает в себя воображение и суждение.
Исследование природы человеческой души является центральным в аристотельском мировоззрении, поскольку она имеет тесную взаимосвязь и с материей, и с божественными проявлениями. Соответственно, предметом психологии как науки является изучение душе в совокупности с материей.
Автор приравнивает одушевленность и жизнь, предлагая размышление об одушевлении только живого.
Своеобразием произведения является авторская точка зрения об эмоциях, которые представляются функциями не только души, но и тела. Поэтому душа характеризуется неотделимостью от тела. Кроме того, автор говорит о разумности души, являющейся сложной иерархией. Все душевные состояния зависят от тела, например, проявление негодования, страха, отваги, радости, отвращения. При этом, человеческий ум, по мнению автора, не отличается наличием собственного органа.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Бедный человек Эвклион неожиданно находит горшочек с кладом. Эта находка навлекает на бедняка много проблем. Став «богатым» Эвклион совершенно не знает, что с ними делать и решает просто спрятать найденное
В произведении описана романтическая история любви супругов, впоследствии ставшие для народа святыми. Благоверный Петр был вторым сыном Муромского Юрия Владимировича. Перед своим вступлением на правительство он тяжело заболел
Постойко был самым обычным беспородным псом. Он попал в город из деревни вместе с мальчиком Борей. Тот поначалу играл с ним, а потом пресытился новой игрушкой, и о собаке забыли все, кроме кухарки.
Зимний снежный вечер перед Рождеством уже подходил к концу. Мороз на улице начал усиливаться, становилось холоднее, чем днем. Неожиданно из трубы одной из изб вылетает ведьма.
Великое произведение человечества, вышедшее из-под пера легендарного летописца тех времен Преподобного Нестора, является ценнейшим кладезем информации для современников.