Произведение является сочинением, основной тематикой которого рассматривается человеческая душа, состояние которой, с точки зрения автора, находится в прямой зависимости от телесного состояния.
Душа, по мнению философа, представляет собой жизненный принцип для всех земных существ, включая растения и животных.
Произведение включает в себя три книги, первая из которых представляет читательской аудитории различные точки зрения предшественников автора (пифагорейцев, Анаксагора, Эмпедокла), рассматривающие душу, которую философ воспринимает в качестве принципа движения (перемещение, убывание, возрастание, превращение).
Вторая книга посвящается рассмотрению природы души с рассуждением на метафизическую тематику. Автор стремится дать определение таким понятиям, как сущность, материя, форма, энтелехия, рассматривая их с различных философских позиций.
Сущность, с точки зрения Аристотеля, представляет собой род сущего, имеющего отождествление и с материей, и формой. При этом они могут быть и едиными. Соответственно, душу философ определяет как форму и энтелехию тела, имеющую несколько способностей: рост, ощущение, размышление. Учитывая данную классификацию автор выделяет отдельно человеческую душу, душу растений и животных.
Третья книга посвящается рассмотрению Аристотелем существования в человеке пяти чувств в виде осязания, зрения, вкуса, слуха и обоняния. Данные ощущения противопоставляются автором мышлению, которое включает в себя воображение и суждение.
Исследование природы человеческой души является центральным в аристотельском мировоззрении, поскольку она имеет тесную взаимосвязь и с материей, и с божественными проявлениями. Соответственно, предметом психологии как науки является изучение душе в совокупности с материей.
Автор приравнивает одушевленность и жизнь, предлагая размышление об одушевлении только живого.
Своеобразием произведения является авторская точка зрения об эмоциях, которые представляются функциями не только души, но и тела. Поэтому душа характеризуется неотделимостью от тела. Кроме того, автор говорит о разумности души, являющейся сложной иерархией. Все душевные состояния зависят от тела, например, проявление негодования, страха, отваги, радости, отвращения. При этом, человеческий ум, по мнению автора, не отличается наличием собственного органа.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Русский генерал ехал из кавказских гор в сторону Тифлиса. Он вез с собой пленного мальчика, горца. В дороге шестилетний пленник тяжело заболел, но, несмотря на свой юный возраст, он стойко переносил мучительный недуг
Стал дедушка совсем старенький. Плохо видел, плохо слышал, ходить толком не мог, зубов уже совсем не осталось. Когда он кушал, у него все падало изо рта на стол. Жена сына и сам сын прекратили сажать его за стол.
Шли холодные осенние дожди. Старая машина, крытая брезентом, по несколько раз в день направлялась к линии фронта и забирала тяжелораненых бойцов. Сопровождала их военный фельдшер – семнадцатилетняя девушка
Бурная фантазия, река, паром и работа… Что еще нужно для мальчика, которому всего 10 лет. Вот именно таким романтиком был Вася. Конечно, он не один работал, а с паромщиком Кириллом.
Афины – это замечательный город, в котором когда-то обитал сам Сократ. Он был философом – умным и смелым человеком. Но эта смелость ничего ему не дала, а наоборот – он не выжил