Первые версии романа появились в самиздате в 1966 г. без официального опубликования из-за морально-этических норм и отсутствия какого-либо намека на «политику». Произведение выходит в свет в 1980 г. в Чикаго в сокращенном на треть варианте под заголовком «Небо над адом».
Сюжет разворачивается в нелепой и неадекватной среде, где отсутствие здравой мысли считается признаком ее предельности. В созданном писателем пространстве противоборствуют «мракобесие народа» и «интеллектуальная мистика». Наподобие полного магии, реализма литературы Латинской Америки XX в. автор объединяет волшебство, обыденность и фантастику, превосходно это делая не в жанре мифа, а обычной прозы.
Роман Юрия Мамлеева создан в гротескной форме. Название повторяет прозвище не впадающих в спячку в зимний период и бродящих по лесу в состоянии отрешенности медведей. По замечаниям создателя, они отображают «маргинальное состояние психики».
В основе повествования – серия на первый взгляд случайных убийств, совершаемых главным героем Федором Сонновым, одержимым целью разгадывания извечной тайны смерти «эмпирическим» способом. Реальность воспринимается им иллюзорно. Действие разворачивается в 60-е гг. прошлого столетия и начинается с выхода основного персонажа из электрички на неизвестной ему подмосковной станции с последующим шатанием по улицам городка.
Неожиданное столкновение с группой интеллектуалов-метафизиков пробуждает в нем гораздо значительный интерес, чем знакомые люди из будничной жизни. Случайное знакомство определяет дальнейший ход событий. Лишение человека жизни помогает герою проникнуть в тайну его души и потусторонний мир.
Подобным образом раскрывается глубина философских поисков в жестокой, нередко мучительного характера прозе, заставляющей при повторном чтении содрогаться от ужаса. Устремления автора позитивны - с погружением во тьму в человеке обнаруживаются светлые чувства души, способствующие ее обновлению.
Большая часть литературных критиков отклоняют в произведении создание образов, фраз и сюжетной линии, а наличие философской мысли. По-разному себя выражая, герои патологически стараются закрепить себя в вечности.
Подросток Петя абсолютно не доверяет происходящему вокруг. Насыщаясь собственной кровью, он преследует намерение собственного поглощения, доведя себя до экзистенциального самоубийства. В произведении исследуются вопросы философии и метафизики, религии и смерти.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Демьян позвал к обеду своего соседа Фоку и угостил того вкусной ухой. Угощение понравилось гостю, и хозяин стал потчевать его снова и снова.Он расхваливал уху и говорил, что она на славу сварена
У сапожника Фридриха и его жены Ханны был сын Якоб, который помогал родителям торговать на рынке свежими овощами. В один из дней, к их прилавку подошла уродливая старуха
В преддверии нового учебного года в одну из столичных новостроек поселяется Юлька (ученица 9 класса), ее мать Людмила Сергеевна (привлекательная женщина в возрасте сорока лет) и отчим Владимир (он был младше своей супруги).
В небольшом произведении под названием Фенька Л. Пантелеев повествует об одном из обычных вечеров, когда он, увлекшись на диване чтением, вдруг обращает внимание на странные звуки. Шум нарастал со стороны окна
Маленькой беленькой собачке-фокстерьеру по кличке Дашенька, появившейся на свет не так давно, рассказывают сказку о подвигах, совершенных в былые времена ее предком, беленьким песиком-фокстерьером, которого звали Фоксик.