Действие романа начинается сразу после революции в 1917 году с приезда в колонию на Полтавщине молодого педагога Макаренко. Там уже работают завхоз Калина Иванович и две воспитательницы. Непосредственно сама колония бедна, есть только самое необходимое. Цель учреждения – организовать беспризорников и воспитать личность в каждом через совместную трудовую деятельность.
После Нового года в колонию приезжают первые колонисты. Это шесть взрослых, голодных, оборванных и злых парней. Они привыкли рассчитывать только на себя, и никому не верят. С их появлением начинает формироваться коллектив. Характеры и поведение у всех разные, но сразу понятно одно – подчиняться правилам они не собираются. Как результат – через неделю один из ребят был арестован за грабеж и убийство.
Поначалу в колонии не существует никакой дисциплины – царит хаос и анархия.
Педагогов колонисты не воспринимают, их замечания и просьбы игнорируют, открыто хамят. Педагоги не могут призвать воспитанников к порядку, и уж тем более – к труду. Закончились дрова – разобрали крышу сарая, но ни один из ребят не согласился пойти в лес рубить ветки. В процессе уговоров один из колонистов - Задоров – оскорбил Макаренко. И педагог, не сдержавшись, дал ему оплеуху. Неожиданно для Макаренко, колонисты подчинились и пошли в лес добывать дрова. Эта ситуация – своего рода переломный момент в становлении коллектива колонии. Макаренко показал себя как вожак, «стая» его признала.
Сразу же, на следующий день после инцидента, Макаренко устанавливает в колонии дисциплину, запрещает самовольные отлучки с территории, утверждает дежурство и обеспечение санитарного порядка. Так же обязательно посещение школы и выполнение учебных заданий. За невыполнение требований – из колонии выгоняли.
Поначалу законы выполнялись с трудом и не всеми, но постепенно авторитет педагогов, их разумные действия, способствовали тому, что колонисты не только придерживались заведенных правил, но и стали сами создавать новые.
В какой-то момент, когда в учреждении заканчивается продовольствие, ребята начинают воровать в городе. В колонии тоже появляется вор. Психология членов колонии такова, что воруя в городе – воруют «у других», а тот, кто ворует в колонии – «ворует у себя». Но даже те, кто знает вора в колонии, не хотят назвать его, так как все еще продолжают жить по законам улицы.
Однако, после того, как вор был раскрыт, ребята объявили ему бойкот и подвергли аресту в наказание.
Постепенно в колонии складывается нормальный коллектив, создается театр, происходит знакомство с писателем Горьким. Появляется заинтересованность друг в друге, взаимопомощь, интерес к учебе. И – как награда – колония переезжает на новое место – в большое новое здание, с хорошей территорией и лучшими условиями.
Произведение показывает, как постепенно, при тактичном воспитании, разрозненная шайка воров и хулиганов становится коллективом, когда каждый отвечает не только за себя, но и за другого.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Автор рассказа сидит у себя в рабочем кабинете и изучает историю революции, произошедшей во Франции. Он внимателен и сосредоточен. Но, вдруг кто-то начинает его отвлекать от чтения с помощью различных уловок.
Был великий пост. Заболела женщина, которая жила в двадцати верстах от города. Доктор с трудом добрался до назначенного дома, дорога была не легка. Больной оказалась молодая и очень красивая девушка, за которой ухаживали две сестры.
Повествование начинается с описания в целом грустной картины опустевшего села 1933 года, жители которого вынуждены были отправляться на заимки спасать урожаи от засухи
У одного мужчины скончалась супруга, и стал он жить с дочерью. Но недолго время прошло, как он сочетался законным браком с женщиной, ужасно сердитой и жадной. К тому же она имела своих дочерей, таких же вредных и невоспитанных, как она.
С каждым днем все больше и больше людей верят, что Иисус сын Божий, но только один Иуда не признает это. Он уверен в том, что все эти мысли мешают людям думать об неминуемой угрозе со стороны римлян.