Действие романа начинается сразу после революции в 1917 году с приезда в колонию на Полтавщине молодого педагога Макаренко. Там уже работают завхоз Калина Иванович и две воспитательницы. Непосредственно сама колония бедна, есть только самое необходимое. Цель учреждения – организовать беспризорников и воспитать личность в каждом через совместную трудовую деятельность.
После Нового года в колонию приезжают первые колонисты. Это шесть взрослых, голодных, оборванных и злых парней. Они привыкли рассчитывать только на себя, и никому не верят. С их появлением начинает формироваться коллектив. Характеры и поведение у всех разные, но сразу понятно одно – подчиняться правилам они не собираются. Как результат – через неделю один из ребят был арестован за грабеж и убийство.
Поначалу в колонии не существует никакой дисциплины – царит хаос и анархия.
Педагогов колонисты не воспринимают, их замечания и просьбы игнорируют, открыто хамят. Педагоги не могут призвать воспитанников к порядку, и уж тем более – к труду. Закончились дрова – разобрали крышу сарая, но ни один из ребят не согласился пойти в лес рубить ветки. В процессе уговоров один из колонистов - Задоров – оскорбил Макаренко. И педагог, не сдержавшись, дал ему оплеуху. Неожиданно для Макаренко, колонисты подчинились и пошли в лес добывать дрова. Эта ситуация – своего рода переломный момент в становлении коллектива колонии. Макаренко показал себя как вожак, «стая» его признала.
Сразу же, на следующий день после инцидента, Макаренко устанавливает в колонии дисциплину, запрещает самовольные отлучки с территории, утверждает дежурство и обеспечение санитарного порядка. Так же обязательно посещение школы и выполнение учебных заданий. За невыполнение требований – из колонии выгоняли.
Поначалу законы выполнялись с трудом и не всеми, но постепенно авторитет педагогов, их разумные действия, способствовали тому, что колонисты не только придерживались заведенных правил, но и стали сами создавать новые.
В какой-то момент, когда в учреждении заканчивается продовольствие, ребята начинают воровать в городе. В колонии тоже появляется вор. Психология членов колонии такова, что воруя в городе – воруют «у других», а тот, кто ворует в колонии – «ворует у себя». Но даже те, кто знает вора в колонии, не хотят назвать его, так как все еще продолжают жить по законам улицы.
Однако, после того, как вор был раскрыт, ребята объявили ему бойкот и подвергли аресту в наказание.
Постепенно в колонии складывается нормальный коллектив, создается театр, происходит знакомство с писателем Горьким. Появляется заинтересованность друг в друге, взаимопомощь, интерес к учебе. И – как награда – колония переезжает на новое место – в большое новое здание, с хорошей территорией и лучшими условиями.
Произведение показывает, как постепенно, при тактичном воспитании, разрозненная шайка воров и хулиганов становится коллективом, когда каждый отвечает не только за себя, но и за другого.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Лотарию Грюненфельду отроду было всего 10 лет, когда произошло с ним одно удивительное событие. Семья мальчика жила в деревне. И, как-то одним жарким летним днем мальчуган играл в лесу.
В Тавриде, во дворе, опустив глаза, сидел свирепый хан. Весь его двор молча наблюдал за вспышками гнева на его лице. По взмаху руки хана, его оставили в одиночестве, чтобы дать ему подумать. Какие же мысли крутились у него в голове?
Данное произведение является неким симбиозом приключения и детектива. Является легкой по прочтению, а сюжет очень закрученный. А развязка очень трогательной, которая цепляет читателя до глубины души
Лучшим учеником в классе считали Мишу, а Витю Петрова называли двоечником. Витя каждый день приходил в школу с невыученными уроками, и весь класс подсказывал ему и давал списывать домашние задания.
Чиполлино жил в многодетной бедной семье луковок. Однажды место около их дома осматривал принц Лимон. Отец мальчика случайно наступил ему на ногу, за что был посажен в острог. Чиполлино пришел повидаться с отцом и узнал