Рассказ «Исследователи» представляет собой воспоминания бывшего студента-практиканта одной из школ, который вместе со своим наставником однажды оказался в затруднительной ситуации.
Однажды на уроке Николай Николаевич знакомил учащихся с творчеством М. Ю. Лермонтова. Неожиданно урок был прерван. Один из учеников долгое время наблюдавший за чем-то или кем-то, находящимся над учителем, мешал закончить монолог. Спустя некоторое время рыжего Тольку просили выйти из класса и дети, и преподаватель. Однако, когда он вышел, смех продолжался. Учитель, с огромным удивлением выяснив причину, тоже стремительно покинул класс.
Оказалось, что под потолком через отдушину виднелось неузнаваемое лицо. Местный дворник провел учителя и практиканта в котельную. Спустя некоторое время взрослые могли уже четко слышать голоса детей, которые и нарушали дисциплину урока. Задержанными оказались ученики школы, которые выбирались в этот момент из вентиляционных ходов. Услышав в свой адрес обвинения, мальчики расплакались. Речь взрослых однако зашла и о том, что ребята проявили себя и настоящими исследователями, ознакомившись с мелкими ходами, которые распространялись по всей школе. Учитель работал в школе много лет, однако о существовании подобной системы узнал впервые. Отправив ребят в коридор, учитель попросил дворника найти замок для котельной.
Пока дворник искал по просьбе Николая Николаевича замок, преподаватель из-за любопытства решил познакомиться с шахтой, поднявшись по скобам наверх. В этот момент дверь с обратной стороны за посетителями была дворником захлопнута. Ползая по темным лабиринтам шахты в поисках выхода по просьбе Николая Николаевича, рассказчик увидел на воле и «исследователей», и других учителей, находившихся в этот момент на совещании. Однако Николай Николаевич реши обратиться за помощью к трем провинившимся мальчикам, взяв с них обещание - не рассказывать об этом происшествии никому.
После своего освобождения ребята вынуждены были выслушать учителя. В конце они услышали ответна вопрос, что ради интереса взрослые совершили подобный ход по вентиляционным ходам.
Рассказ учит обдумывать действия, прежде чем совершать подобные поступки из любопытства, которые могут нарушить школьную дисциплину. При этом уметь разумно поступать и анализировать поступки необходимое только ученикам, но и учителям.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Танька проснулась от холода, её мама (Марья) и странник, ночующий у них, уже встали. Танька рассказала страннику о том, что они продали корову и лошадь, у них остался один теленок.
Сюжет произведения «Барышня-крестьянка» разворачивается на фоне деревенского пейзажа в имениях двух русских помещиков Берестова Ивана Петровича, практически разорившегося англомана, любителя проказ своей дочери Лизы
Рассказ повествует о празднике Рождества в Диканьке. Черт, желая насолить богобоязливому кузнецу Вакуле, украл месяц и создал метель
Рассказ повествует об одном эпизоде из жизни молодого дьяконовского сына Ивана Великопольского. Однажды, в тихий день ранней весны, юноша возвращался из духовной академии.
Кандид – добрый и искренний молодой человек, который живет в замке вестфальского барона. В замке проживают сын и дочь барона, а также доктор и учитель Панглосс. Кандид был влюблен в дочь барона – Кунигунду. За это барон выгнал его.