Рассказ «Исследователи» представляет собой воспоминания бывшего студента-практиканта одной из школ, который вместе со своим наставником однажды оказался в затруднительной ситуации.
Однажды на уроке Николай Николаевич знакомил учащихся с творчеством М. Ю. Лермонтова. Неожиданно урок был прерван. Один из учеников долгое время наблюдавший за чем-то или кем-то, находящимся над учителем, мешал закончить монолог. Спустя некоторое время рыжего Тольку просили выйти из класса и дети, и преподаватель. Однако, когда он вышел, смех продолжался. Учитель, с огромным удивлением выяснив причину, тоже стремительно покинул класс.
Оказалось, что под потолком через отдушину виднелось неузнаваемое лицо. Местный дворник провел учителя и практиканта в котельную. Спустя некоторое время взрослые могли уже четко слышать голоса детей, которые и нарушали дисциплину урока. Задержанными оказались ученики школы, которые выбирались в этот момент из вентиляционных ходов. Услышав в свой адрес обвинения, мальчики расплакались. Речь взрослых однако зашла и о том, что ребята проявили себя и настоящими исследователями, ознакомившись с мелкими ходами, которые распространялись по всей школе. Учитель работал в школе много лет, однако о существовании подобной системы узнал впервые. Отправив ребят в коридор, учитель попросил дворника найти замок для котельной.
Пока дворник искал по просьбе Николая Николаевича замок, преподаватель из-за любопытства решил познакомиться с шахтой, поднявшись по скобам наверх. В этот момент дверь с обратной стороны за посетителями была дворником захлопнута. Ползая по темным лабиринтам шахты в поисках выхода по просьбе Николая Николаевича, рассказчик увидел на воле и «исследователей», и других учителей, находившихся в этот момент на совещании. Однако Николай Николаевич реши обратиться за помощью к трем провинившимся мальчикам, взяв с них обещание - не рассказывать об этом происшествии никому.
После своего освобождения ребята вынуждены были выслушать учителя. В конце они услышали ответна вопрос, что ради интереса взрослые совершили подобный ход по вентиляционным ходам.
Рассказ учит обдумывать действия, прежде чем совершать подобные поступки из любопытства, которые могут нарушить школьную дисциплину. При этом уметь разумно поступать и анализировать поступки необходимое только ученикам, но и учителям.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Один молодой человек в пятнадцатый раз не получил аудиенцию Пустолоба, и в гневе проговорил, что лучше бы имел дело с духами и чертями, а не с подобными людьми, и тут перед ним является старик Маликульмульк, предлагая стать его секретарем
Два пастуха охраняли стадо овец. Молодой - у него росли густые чёрные брови и на лице, не было усов.И старый - без зубов, с трясущимся, от старости лицом. Они лежали на ночной, прохладной траве в поле
Через призму восприятия событий, происходящих в России, юными студентами — Саней и Котей — читателю предоставляется возможность окунуться в десятые годы прошлого столетия. Двое молодых людей отправляются добровольно на Первую Мировую войну
Дремучий Лес - чисто литературная сказка, была написана для детей, произведение не тиражировалось отдельным изданием и не рассматривалось публикой. В контексте указывалось
Путя – добрый и стеснительный мальчик у него желтоватое лицо с серыми глазами. Он одет в нарядную матроску, белые тесные брючки и ботинки, которые ему жмут. Вместе с сестрой, Путя едет на день рождение к соседскому мальчику Володе Козлову.