По мнению философа и политолога Фукуямы в конце XX века тоталитарные и авторитарные режимы полностью дискредитировали себя. Большинство стран и народов всецело поддерживает принципы либеральной демократии, высокую степень личной свободы граждан и полный суверенитет страны в целом. Не только в политическом, но и в экономическом плане принципы капитализма оказались более жизнеспособными, чем социалистическое и авторитарное планирование. Демократия признается многими народами как самое совершенное государственное устройство, высшая точка развития истории человечества. С переходом человечества к либерально-демократической форме управления государствами, исчезнут глобальные конфликты, мировые войны и кровавые революции.
Стремление к свободе и стремление к славе – две главных силы, заставляющие людей двигать историю вперед.
Тем не менее, либеральная демократия, как государственный строй, не является совершенством и содержит в себе несколько противоречивых качеств. Это, в частности, различие между свободой и равенством, поскольку существует огромное имущественное неравенство между членами общества, есть богатые и бедные. Развал религиозных устоев, играющих пока еще весомую роль в жизни общества, также не является положительным качеством. И, наконец, такое общество нивелирует всякое стремление человека к совершенствованию, т.е. к прогрессу. Это последнее противоречие, по мнению Фукуямы, является самым весомым недостатком либеральной демократии, как государственного устройства.
Человек в таком обществе становится, как назвал его Ницше, «последним человеком», не интересующимся ничем, кроме удобства своего существования, и не имеющим никаких иных целей, кроме вкусной еды и развлечений. Но человек, по своей природе, не может быть аморфным существом, в нем всегда дремлет дух борьбы и соперничества. И когда в стране всеобщего равенства не с кем будет бороться, человек начнет бороться с самим этим строем. Таким образом, совершенный с точки зрения свободы и равенства, либерально-демократический государственный строй в конце концов разрушит сам себя.
Книга Фукуямы вызвала много споров. В частности, его упрекают в том, что он совершенно не учитывает в своих рассуждениях таких масштабных человеческих образований, как исламские государства, которые являются полной противоположностью либерально-демократическому строю стран Европы. Он сам активно включился в обсуждение, и на протяжение многих лет отстаивал свои принципы, изложенные в книге. Но, в конце концов, он пересмотрел некоторые свои утверждения и согласился с конструктивной критикой его сочинения.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Мальчику привезли в подарок из Москвы маленький перочинный нож. Ножик имел красивую костяную ручку и два лезвия. Ножичек оказался бесценным сокровищем. Им легко можно было срезать ореховую палку
1833 год, Москва. Главный герой-Володя, ему 16 лет, живет с мамой и папой, и в этом году он заканчивает школу. Неожиданно в соседний дом заселяется богатые Засекены.
Рассказ о том, как снежной зимой заяц от лисы убегал. Сначала на снегу следы зайчишки обозначились, за ними следы от лисьих лап показались. Понял заяц, что за ним лиса гонится, стал составлять хитроумные сплетения
Жанровая направленность произведения определяется как поучительная сказка для маленьких читателей. Главными героями сказки являются еж и заяц, которые идут по лесу и находят на тропинке валявшуюся палку.
Далеким государством правил один царь, у которого было трое детей: Федор, Василий и Иван. Узнал старик, что в дальних странах есть чудесный сад, в котором растут волшебные плоды