Данная статья представляет собой критический анализ пьесы Островского «Гроза». Автор статьи Добролюбов дает обобщенное, не вызывающее никаких сомнений утверждение о том, что Островский как никто другой понимает русскую жизнь. Также критик анализирует статьи других авторов, отмечая в них отсутствие прямого взгляда на вещи.
Далее автор проводит сравнение «Грозы» с тем, насколько пьеса соответствует основным критериям драматического произведения. Добролюбов приходит к выводу о несовпадении главной идеи «Грозы» с целью драмы – продемонстрировать важность долга и его превосходство над земными страстями. Напротив, в лице главной героини происходит оправдание порока. Катерина, которая должна быть осуждена автором и читателями, выставляется в свете мученичества, вызывая жалость и сочувствие. Таким образом, драма не достигает изначально поставленной перед ней цели – победы долга над страстью. Кроме того, критик указывает на некоторую перегруженность пьесы ненужными подробностями и персонажами.
Добролюбов говорит о несоответствии драматическим канонам не с целью раскритиковать, а с целью подготовить читателя к тому, что для истинного понимания произведения подходить к его изучению нужно свободно, исключая стереотипные представления. В то же время нельзя подчинять художественные произведения идее торжества порока над добродетелью.
Далее критик обращается к примеру Шекспира, который сумел показать силу естественных начал, живущих в душе любого человека. Затем автор подвергает анализу критическую статью Аполлона Григорьева, где говорится, что «народность» есть главная заслуга Островского. Данную реплику критик воспринимает с иронией, ссылаясь на отсутствие аргументов.
Добролюбов называет работы Островского «пьесами жизни». На первое место, по мнению критика, автор всегда помещает общую картину жизни, быта. Островский не наказывает ни жертву, ни злодея. Они находятся во власти обстоятельств, и досаду у читателя вызывает лишь одна вещь – слабость героев, не позволяющая им из той ситуации, пленниками которой они оказались. Таким образом, критик приходит к выводу, что на первый взгляд ненужные персонажи являются отнюдь не лишними. Они выстраивают ту обстановку, в которой и происходят события пьесы, определяют мотивы поступков героев драмы.
Автор характеризует внутренне состояние героев как неспокойное, неприятное. Им не нравится, что в их «темном царстве» появился новый другой человек, совсем непохожий на них. Грядет конец самодурству, о чем решительно заявляет каждая строчка пьесы Островского. Многие из тех, кто ознакомился с произведением, отмечают то свежее, ободряющее чувство, которое она оставляет после прочтения или просмотра. По мнению Добролюбова, данный эффект достигается тем самым фоном, о котором шла речь выше. Вершиной этой новизны, ее чистым воплощением становится главная героиня драмы Катерина.
Образ Катерины автор статьи воспринимает как новый шаг в литературе, движение вперед. Данный персонаж олицетворяет силу, которая не дает ему смириться с обстоятельствами. Катерина скорее предпочтет смерть, нежели останется жить среди ненавистных ею людей, не имея свободы. Действия героини мотивируются отнюдь не буйным, дерзким характером. Наоборот, это человек априори любящий, созидающий, стремящийся к идеалу.
Добролюбов приходит к заключению, что Катерина есть олицетворение народной идеи: девушка подобно большой сильной реке с ровным дном и спокойным течением, которая бурлит не от того, что ей захотелось выплеснуть воды за пределы русла, а от того, что этого требуют обстоятельства, это необходимо для дальнейшего ее течения.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Катерина Петровна доживает свои дни в селе Заборье в старом деревянном доме, построенном ее отцом-художником. С каждым днем пожилой женщине все хуже: она плохо видит, тяжело встает по утрам и не выходит из дома
Действия в книге начинаются в Москве в середине 20-х годов. Главным героем произведения является Максудов. Рассказ в книге ведется от первого лица. В предисловии автор написал, что книга принадлежит Максудову
Однажды в конце урока учительница первоклассников объявила, что школьный совет принял решение устроить на третьем этаже здания школы небольшой живой уголок. Потом она попросила, чтобы каждый из учеников принёс какое-то мелкое животное.
Однажды Жуана застает в постели своей жены ревнивец –муж Альфонсо, чтобы избежать скандала родители героя отправляют его в морское путешествие.
Популярный фильм о всемогущем Фантомасе вызвал восторг у детворы. Подражая непобедимому злодею, мальчишки включились в своеобразную игру. От имени Фантомаса они писали и подбрасывали соседям остроумные на их взгляд записки