Произведение знаменитого психолога посвящено идеям психологического анализа Фрейда, развивающего общую теорию и методы лечения различных психических болезней.
Автор берет за основу единичные взаимодействия (транзакции) межличностных человеческих отношений, в отдельных видах которых имеется скрытая цель, называя их играми.
Психолог рассматривает три транзактные состояния, которые присущи каждому человеку в различные моменты его жизни: родителя, взрослого и ребенка. В первом состоянии человек копирует образ жизни и поведение собственных родителей, думая, чувствуя, действуя по их точной копии. Во взрослом состоянии человек основывается на своем прошлом опыте, адекватно оценивая свое поведение, отдавая отчет своим поступкам и неся за свои действия полноценную ответственность. В третьем состоянии ребенка люди переживают и чувствуют, проигрывая мысли из своего раннего детства, когда находились в виде объекта для обожания, контроля и воспитания.
С точки зрения автора, зрелой личностью человек становится при доминировании в его поведении состояния взрослого, поскольку в преобладании состояния ребенка человек подвержен манипулированию, нежеланию ответственности за свои действия. В случае преобладания состояния родителя доминируют контролирующие функции с эффектами перфекционизма, что является опасностью.
Задачей каждого человека, по мнению психолога, является стремление к балансу в своей психике всех трех состояний, ставя на первое место роль взрослого.
Проводя сценарный психоанализ, автор приходит к выводу о программировании каждого человека в детском возрасте, когда ему закладывается сформированный под родительским влиянием подсознательный план его дальнейшей жизни, составляющий основу его жизненного сценария в виде первоначального каркаса. Эта основа складывается в форме определенных убеждений относительно окружающих его людей и самого себя, исходя из которых впоследствии формируется жизненная позиция.
Каждая основа сценария жизни человека состоит из его отношения к успеху, превосходству, депрессивности, безнадежности. Изменение данного человеческого отношения возможно лишь с помощью профессионального психолога либо чувством сильной искренней любви. В зависимости от отношения человека, заложенного в его жизненное ядро, сценарий может развиваться по основным путям, вариантов которых внутри пути множество. Основные направления человеческого развития состоят в сценарии победителя, непобедителя и неудачника.
Победитель достигает поставленной перед собой жизненной цели, непобедителям суждено тяжело преодолевать жизненные трудности, чтобы удержаться на имеющихся у них уровнях, а неудачники оказываются в самом неприятном положении, причиняя и себе, и окружающим сложности и беды.
Для понимания действия любого жизненного сценария автор считает необходимым изучить его элементы в виде сценарного финала (благословения или проклятия), сценарного предписания (приказов, запретов), сценарной провокации (поощрений к негативным поступкам), моральных догм (заповедей), образцах родителей, сценарного импульса, а также антисценария.
Психолог в своем трактате рассматривает различные виды сценариев, используя примеры жизни древнегреческих героев.
В финале произведения автор предлагает каждому человеку проанализировать свой жизненный сценарий и разрешить своему собственному эго развивать судьбу по своим правилам, отважась на невыполнение запретов, приказов и угроз, которых и так хватает в человеческой жизни, где многие играют роли по чужим сценариям.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Пьеса начинается с речи Пролога, который оказывается действующим лицом. Он даёт краткую характеристику каждому из героев.
Рассказ ведётся от имени мальчика Вити. У мальчика не было родителей, и он жил вместе со своей бабушкой и дедушкой, которые о нём очень хорошо заботились. Однажды в сезон полноводья Витя заболевает малярией.
В произведении древнерусской литературы «Житие Феодосия Печерского», созданном преподобным Нестором Летописцем, рассказана история жизни святого человека от рождения и до смертного одра.
Аристофан жил в период 450-384гг. до н.э. Никогда не стремился к большим деньгам, имел средний достаток, много работал, не смотря на то, что у него были рабы.
Ясной летней ночью из переселенческого барака в Сибири сбежал 11-летний мальчик Семка. Прибыл он в эти края вместе с родителями из деревни Белой, но по дороге отец и мать умерли, и Семку поместили к четверым таким же несчастным детям