Произведение знаменитого психолога посвящено идеям психологического анализа Фрейда, развивающего общую теорию и методы лечения различных психических болезней.
Автор берет за основу единичные взаимодействия (транзакции) межличностных человеческих отношений, в отдельных видах которых имеется скрытая цель, называя их играми.
Психолог рассматривает три транзактные состояния, которые присущи каждому человеку в различные моменты его жизни: родителя, взрослого и ребенка. В первом состоянии человек копирует образ жизни и поведение собственных родителей, думая, чувствуя, действуя по их точной копии. Во взрослом состоянии человек основывается на своем прошлом опыте, адекватно оценивая свое поведение, отдавая отчет своим поступкам и неся за свои действия полноценную ответственность. В третьем состоянии ребенка люди переживают и чувствуют, проигрывая мысли из своего раннего детства, когда находились в виде объекта для обожания, контроля и воспитания.
С точки зрения автора, зрелой личностью человек становится при доминировании в его поведении состояния взрослого, поскольку в преобладании состояния ребенка человек подвержен манипулированию, нежеланию ответственности за свои действия. В случае преобладания состояния родителя доминируют контролирующие функции с эффектами перфекционизма, что является опасностью.
Задачей каждого человека, по мнению психолога, является стремление к балансу в своей психике всех трех состояний, ставя на первое место роль взрослого.
Проводя сценарный психоанализ, автор приходит к выводу о программировании каждого человека в детском возрасте, когда ему закладывается сформированный под родительским влиянием подсознательный план его дальнейшей жизни, составляющий основу его жизненного сценария в виде первоначального каркаса. Эта основа складывается в форме определенных убеждений относительно окружающих его людей и самого себя, исходя из которых впоследствии формируется жизненная позиция.
Каждая основа сценария жизни человека состоит из его отношения к успеху, превосходству, депрессивности, безнадежности. Изменение данного человеческого отношения возможно лишь с помощью профессионального психолога либо чувством сильной искренней любви. В зависимости от отношения человека, заложенного в его жизненное ядро, сценарий может развиваться по основным путям, вариантов которых внутри пути множество. Основные направления человеческого развития состоят в сценарии победителя, непобедителя и неудачника.
Победитель достигает поставленной перед собой жизненной цели, непобедителям суждено тяжело преодолевать жизненные трудности, чтобы удержаться на имеющихся у них уровнях, а неудачники оказываются в самом неприятном положении, причиняя и себе, и окружающим сложности и беды.
Для понимания действия любого жизненного сценария автор считает необходимым изучить его элементы в виде сценарного финала (благословения или проклятия), сценарного предписания (приказов, запретов), сценарной провокации (поощрений к негативным поступкам), моральных догм (заповедей), образцах родителей, сценарного импульса, а также антисценария.
Психолог в своем трактате рассматривает различные виды сценариев, используя примеры жизни древнегреческих героев.
В финале произведения автор предлагает каждому человеку проанализировать свой жизненный сценарий и разрешить своему собственному эго развивать судьбу по своим правилам, отважась на невыполнение запретов, приказов и угроз, которых и так хватает в человеческой жизни, где многие играют роли по чужим сценариям.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Ядерная война не уничтожила жизнь на Земле, но сильно изменила ее. Появились новые растения, животные, сказалось это и на людях. Все они рождались с какими-то уродствами или аномалиями: у одного полтора лица
Всадники – это люди, которые могли ездить на лошадях, самой разной породы. Эти люди уже сами по себе считались богатыми и обеспеченными. Так как вообще в мире считалось, что если люди какие-либо имели коней
Главный герой произведения родился в семье врача. Старший брат также пошёл по стопам своего родителя, а сёстры удачно вышли замуж. Дома остался младший сын, которого звали Рупрехт. Отец отдал сына учиться в университет на врача
На борт корвета тихоокеанской эскадры «Могучий», стоявшего напротив Сингапура, прибывает барон фон дер Беринг. Его прислали на замену, ушедшему на повышение старшему офицеру. Обходя сверкающий блеском и чистотой корвет
Поймали как-то воблу, вычистили у нее изнутри все лишнее, одни лишь молоки оставили для размножения. И повесили на веревочке на солнце. Висит вобла, сохнет. Вот уже и кожа на брюхе поморщилась