В таёжной глубинке есть озеро. Его называют Васюткиным. Нашёл его тринадцатилетний мальчик. Озеро небольшое, и его нет на карте. Таких безымянных озёр в России много.
Жил Васютка в рыбацком посёлке, учился в школе, а на каникулах помогал отцу и деду. Отец руководил рыбацкой артелью. Взрослые готовились к осенней путине: чинили сети, смолили и конопатили лодки. Васютка тоже без дела не сидел. Часто, прихватив ружьё, он отправлялся в тайгу, чтобы набрать для рыбаков кедровых орехов. Ему нравилось бродить по таёжным тропам, наблюдать за жизнью лесных обитателей.
В один из таких походов, погнавшись за глухарём, мальчик заблудился. Ему было страшно и одиноко. Но он сумел перебороть свой страх. Из рассказов охотников мальчик знал, что страх – плохой помощник, а тайга слабых не любит. Хочешь выжить, нужно собрать волю в кулак и действовать. Мальчик постарался вспомнить всё, чему его учили. Благодаря отцу и деду он многое умел: стрелять из ружья, разжигать костёр во время дождя, правильно приготовить дичь и место для ночлега. Это помогло ему выжить.
Четыре дня он пытался выбраться к Енисею. Охотился на уток, жарил кедровые орехи на костре, собирал лесные ягоды. Кусок хлеба, который мать заставила взять с собой, съел только на пятый день, когда вышел к таёжному озеру. В нём Васютка увидел много белой рыбы. Он знал, что такая рыба водится только в проточной воде, а это значит, что пришла она из большой реки. По протоке мальчик вышел к Енисею, где его подобрали рыбаки.
Когда он вернулся домой, то рассказал отцу о неизвестном озере, богатом рыбой. На его берегу рыбаки построили избушку и перешли на озёрный лов. А на карте района появилось маленькое голубое пятнышко с названием « Васюткино озеро».
Этот рассказ учит мужеству, умению до конца выстоять в тяжёлых жизненных ситуациях и не сдаваться.
Для бригады рыбаков настали тяжелые времена. Уровень реки, где бригада занималась рыболовством, поднялся, а вся рыба опустилась на глубину. Позже с южной стороны подул ветер, но, к сожалению, на размерах улова это никак не отразилось. Рыбакам пришлось отойти к низовьям Енисея. Там они нашли пристанище в домике, построенном для ученых, которые проводили в этой местности экспедицию. В этом домике бригада решила ожидать осеннюю путину – сезон массовой миграции рыбы.
Рыбаки коротали время за починкой сломанных снастей, рыбачили переметами, а сын бригадира Васютка ходил в кедрач, а потом угощал собранными орехами рыболовов. Параллельно мальчик просматривал учебники, собирался осенью пойти в школу. Довольно скоро Васютка собрал шишки на кедрах, расположенных поблизости, и решил пойти собирать орехи подальше. Мать собрала сыну узелок, положила туда хлеба и спичек, а мальчишка захватил ружье.
Вначале мальчик шел по кедрачу, ориентируясь по зарубкам, сделанным раньше. Он набрал торбу шишек и решил повернуть обратно, как заметил большого глухаря. Решив его подстрелить, он подкрался и выстрелил, но не убил птицу, а только ранил. Тогда он догнал его и свернул ему шею. Решив, что пора возвращаться, мальчик огляделся, но не увидел знакомых зарубок. Васютка решил воспользоваться известными ему знаками и приметами, но только еще больше заплутал. Мальчику на ум пришли страшные истории о людях, когда-то заблудившихся в тайге, он запаниковал и побежал вперед, не разбирая дороги.
Когда стемнело, мальчик опомнился, немного успокоился и остановился. Он разжег костер с помощью спичек и зажарил глухаря. Всю ночь ребенок вздрагивал от чувства, что кто-то ходит рядом и подкрадывается. А проснувшись, он нашел высокое дерево в округе и залез на него, чтобы понять, где находится Енисей и определить, куда ему идти. Но с высоты дерева он не увидел желтую полосу лиственных деревьев, которые обычно растут вдоль Енисея. Тогда он запасся орехами, рассовав их по карманам, и отправился дальше.
С наступлением вечера Васютке стали попадаться травяные кочки, которые обычно находятся поблизости от водоемов. Но, вопреки ожиданиям, он вышел не к реке, а к озеру. В этом озере просто кишела рыба. Возле водоема находилось много дичи, поэтому мальчик подстрелил уток и решил, что нужно поспать. С наступлением ночи ребенок загрустил и стал вспоминать школу.
Утром Васютка определил, что рыба в этом озере не озерная. Значит, из озера однозначно бежит речка, которая приведет мальчика к Енисею – решил Васютка.
Днем начался дождь. Васютка забрался под дерево, доел хлеб, который приберег напоследок, и уснул, а проснулся с наступлением сумерек. Но дождь продолжался. Ребенок развел костер и услышал гудок. Мимо мальчика проплыл теплоход. Но капитан принял его за местного, и теплоход не остановился.
Ночь прошла под деревом. А проснувшись, услышал шум катера. Мальчик развел костер поярче и стал громко звать на помощь. Его заметили и привезли к родным.
А двумя днями позже мальчик привел бригаду отца к обнаруженному озеру. Вскоре озеро, названное Васюткиным, нанесли на карту.
Вывод: Твердость характера поможет в тяжелой ситуации. Главное не сдаваться.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Сюжетную основу произведения составляет мистическая семейная легенда, передающая некое проклятие, нацеленное на уничтожение рода, в итоге оказавшегося обычным преступным замыслом.
В произведении «Легенда об Уленшпигеле», созданном бельгийским писателем Шарлем де Костером, рассказывается о жизненном пути Тиля по прозвищу Уленшпигель в страшное время, когда в его родных землях творила суд над всеми людьми инквизиция
Главная героиня – девочка Вера, выздоровевшая после родовой травмы. Девочка живёт с родителями и бабушкой, матерью отца.
Действие проходит зимой в то время когда пришли большевики в 1917-1918 году. Темный зимний вечер люди идут по своим делам, но снежок притрусил лед и много народа падает. Сильный ветер сбивает их с ног, и они падают
Основным персонажем произведения является лирический герой, длительное время живший в другой стране, решивший после долгих лет отсутствия повидать родные места и проведать престарелую больную мать.