Краткое содержание Стародуб Астафьева

Старое кержацкое село Вырубы в двадцать изб затаилось на берегу стремительной речки Оньи. Справа, слева, сзади – горы. Спрятались староверы, укрылись здесь от чужаков, сохраняя «древлеотеческие устои».

Плотогоны сплавляли по реке свои плоты. Место у Вырубов было самым опасным на бешеной Онье. Однажды случилось несчастье. Разбила река плоты. Тонули артельщики, звали на помощь, но молчала деревня, укрывшись за высокими заборами. Никто не поспешил к ним на помощь. Уцелел один мальчишечка, намертво вцепившийся ручонками в бревно, которое прибило к берегу. Мальчику раздробило пальцы на руке. Он обезумел от страха и боли, и не мог отвечать на вопросы кержаков, подошедших к нему. Чужаков в селе не любят. Мужики сколотили плот и решили отправить мальчонку на нем по реке, подальше от села. В это время на берегу появляется охотник Феофан, в народе прозванный Фаефан Каторжанец. Односельчане боялись его. Он вступается за мальчика и забирает его к себе домой.

Так и остался мальчик жить у охотника. За отсутствие трех средних пальцев на руке его прозвали Культя, Культыш.

Кержацкий устав был жесток и суров. Однажды в деревне начался падеж скота. Решили принести в жертву Культыша, как чужака, объяснив мор скотины его появлением в селе.

От костра мальчика снова спас Фаефан, разогнав по избам суеверных и фанатичных селян. На этот раз он забрал мальчика с собой в таежную избушку и вырастил его охотником, понимающим природу и бережно к ней относящимся. Показал ему самый красивый, самый заповедный, самый лекарственный цветок-стародуб. Показал и укрытое тайгой ущелье с голубым искристым камнем, мрамором. Про это место не знал никто, кроме Фаефана. Наказал Култышу показать этот небесный камень хорошим людям. Пояснил мальчику, что тайга - это клад, только прикасаться к нему надо с чистым сердцем.

У охотника был и родной сын Амос. Мать хотела подготовить его в уставщики после себя. Жена Фаефана, Мокрида, после своего отца осталась у староверов уставщиком, следила строго за соблюдением устава. Много молились староверы, во всем уповали на господа, но это не мешало им проявлять бессердечие. Амос рос очень своенравным, хитрым. Был очень умен. Он вывернулся из-под материной власти, стал курить. В бога не верил. Отец пытался брать его с собой на охоту, но из этого ничего хорошего не вышло. Тайга оставалась для Амоса чужой.

Болен был таежный богатырь Фаефан Каторжанец. С каторги одолевала его падучая. Умер он на руках у приемного сына. Похоронил Култыш его на берегу Оньи, где цвели по весне стародубы.

Была у Култыша любовь, дочь пришлого сапожника Трохи, Клавдия. Хотел он к ней посвататься весной. Все ждал, когда расцветут стародубы, чтобы непременно подарить девушке цветы.

Амос не любил Култыша, не мог ему простить, что занял он в сердце отца места больше, чем родной сын. Амос женился на Клавдии, подпоив Троху и просватав за себя его дочь.

Много времени прошло с тех пор. Много бед обрушивалось на кержацкую деревушку. Голод был страшней всего. В такие времена Култыш подкармливал селян мясом и рыбой. Они охотно принимали его добычу. Но он по-прежнему оставался для них чужаком.

Однажды во время страшного голода и лесных пожаров пришел Култыш в деревню, принес лосятину, раздал людям.

Амос позвал его к себе, напоил и выведал у него, что не все звери ушли с насиженных мест от пожаров, что ходит на солонцы маралиха с теленком. Амос решает пойти подстрелить их, мясо продать голодным односельчанам, а на эти деньги построить мельницу и разбогатеть. Он долго бродит по тайге. Находит солонцы, на которых Култыш прикормил маралов, и убивает теленка. Маралиху ранит, и долго бродит по тайге в поисках ее. Но когда находит, понимает, что окончательно заблудился. У него начались сильные боли, потому что он с голодухи объелся недоваренным мясом.  Амос мечется по тайге, молится, обещает уверовать, просит прощенья у Култыша, у отца.

Култыш отправляется его искать, но находит уже умершим.

На похоронах Амоса кержаки обвиняют Култыша в его смерти и едва не спихивают в могилу. Он уходит из поселка, теперь уже навсегда, так и оставшийся чужим этим фанатичным, жестоким, запуганным людям. На прощанье говорит им: «Я смертный, тайга – вечная».

Култыш горестно рассуждает: «Зверю даны когти. Птице – крылья. А человеку – ум. Ему не даны ни когти, ни крылья. Он и так уничтожает все живое вокруг. Если ему еще когти и крылья, он бы тогда уничтожил все, и сам бы погиб от голода».

Зимой, когда установился прочный лед на Онье, Клавдия на лошади поехала на реку Изыбаш, где стояла охотничья избушка Култыша. Он лежал на топчане в чистой холщовой рубахе, в изголовье – пучок пихтовых веток, а в руках букетик сухих стародубов.

Похоронили Култыша за деревней, на пустыре, чтобы не осквернять староверческое кладбище. На его могиле Клавдия посадила кедр. Он оказался крепким и прижился. Когда она определила в жизни всех своих детей, с кедра на могилку упали первые шишки. Теперь дерево не будет одиноким.

Вывод прост: человек – не царь природы, а часть ее. И относиться к ней надо соответственно. Из бережного отношения ко всему живому вырастает любовь к ближнему, любовь к человеку.

Прятаться от мира, от жизни, как делали староверы, остановиться в своем развитии, погрязнуть в страхах и суевериях, - тупиковый путь.

Ущелье с голубым мрамором символизирует счастье, о котором все мечтают, но надо стать достойным встречи с ним.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Астафьев. Все произведения

Стародуб. Картинка к рассказу

Стародуб кратко за 2 минуты

Сейчас читают