Краткое содержание Ночь темная-темная Астафьева

Рассказ о мальчике, который рано начал учиться рыбачить на Енисее. Его бабушка изначально не поддерживала его увлечение, но в итоге он научился ловить рыбу с помощью дяди Ксенофонта и друзей. Главные приключения происходят во время ночной рыбалки на острове, где они теряют лодку и едва не тонут, но в итоге находят крупного налима. Мальчик сталкивается с различными испытаниями: от насмешек ребят до серьёзных опасностей, но благодаря своему упорству и поддержке друзей он преодолевает все трудности.

Главные герои:

  1. Мальчик (рассказчик) — главный герой, который мечтает стать хорошим рыбаком и испытывает свою судьбу на Енисее.
  2. Бабушка Катерина Петровна — строгая и заботливая бабушка, сначала не поддерживающая увлечение внука рыбалкой, но позже проявляющая тревогу за его безопасность.
  3. Ксенофонт — дядя рассказчика, опытный рыбак и наставник для мальчика.
  4. Санька и Алешка — друзья мальчика, сопровождающие его в рыбацких приключениях.

Подробный пересказ

В рассказе описывается жизнь главного героя – мальчишки, оставшегося сиротой. Он жил у бабушки с дедушкой и уже с пяти лет начал рыбачить. Его мать утонула и ему велели не подходить близко к реке, боялись, что она его за собой позовет. Он всегда наблюдал за ребятами, которые ходили на берег Енисея с удочками. Как-то раз он пристал к своей бабушке, чтобы ему тоже сделали удочку. Она долго противилась этому, но потом взяла палку, привязала к ней веревку, а к концу веревки ржавый гвоздь с червяком. С такой удочкой мальчик пошел рыбачить. Взрослые смеялись над ним, подшучивали. Но скоро у него начало клевать, и была поймана первая рыба – пищуженец. Хоть эту рыбу и не ели, как говорила бабушка, но мальчишка все равно радовался своему первому улову.

Мальчик ходил на рыбалку со своими родственниками, с ним всегда везло с уловом. После того, как бабушкин брат – Ксенофонт поймал много стерляди, мальчишка уже стал как талисман для рыбаков. Мечтою мальчика было ловить налимов. Дядя Ваня – сын его бабушки, брал с собой на работу на пикетный сплавной мост мальчика. Там они ставили животники, а потом доставали из них рыбу. Мальчик вспоминает эти незабываемые ночи, проведенные на берегу Енисея. Когда он подрос, ему надоело быть на подхвате у взрослых, хотелось делать все самому.

Однажды по весне, когда лед на Енисее тронулся, мальчик задумал поймать налимов или тайменя с острова. Он подговорил двух друзей – Алешу и Сашу. Ребята не сказали ни кому, куда собрались, пошли как будто на обычную рыбалку. Они взяли самую старую лодку и поплыли на остров. С берега он казался близко, но на самом деле остров далеко, а вода была большая. Ребята не справлялись с управлением лодкой. Но, благодаря общим стараниям, они добрались до места. Расставили животники для рыбы. Ночевали у костра, а ночь была темная-темная. Когда ребята проверяли животники, то чуть не утонули, они помогли друг другу выбраться из ледяной воды. Но лодка уплыла. Ребята грелись около костра и ждали, когда их найдут.

Когда костер ребят заметили деревенские мужики, то сразу же поплыли их забирать. Бабушка долго ругалась, хлестала ребят кнутом и грозилась рассказать все деду. Улов у ребят был – один налим. Вечером бабушка сварила уху. Дед привел мальчишку к Ксенофонту и сказал, чтобы тот опекал его и учил ловить рыбу. Мальчик был очень рад, что все закончилось благополучно.

Сюжет рассказа

Сын деревенского рыбака с малых лет грезил о рыбалке. Местные рыбаки иногда брали его с собой, а потом заметили, что с ним им почему-то везёт. Начали брать его на каждую ловлю и стали хорошо делиться пойманной рыбой.

Я решил пойти на Енисей за налимом. Там берега у деревни, говорят, рыба клюет у острова посередине. Хочу поймать бабушке с дедушкой, пусть радуются, я же старался.

Весной я уговорил брата Алешу и Сашу поехать сплавляться. Мы нашли червей наживиться, тихонько взяли удочки и снаряжение, готовили все к походу. Лодку выбрали самую старую, чтобы меньше внимания привлечь, если что-то пойдет не так, и поплыли. Решиться на такое сложно даже взрослым.

Ребята как-то очень рискованно сплавлялись, лодку все время сносило течением и им еле удалось избежать сильного водоворота.

Мальчишки добрались до места, хотя промокли полностью Развели костер и хотели сразу рыбачить, но мешали кусты У Алексея крючок зацепился за ногу и пришлось его вытаскивать ножом В итоге решили рыбачить с лодки

Всю колбасу с хлебом сразу съели, потом ребята побежали проверять сети. Поймали тайменя, но вытащить его не получилось, поэтому лодку перевернуло. Саша запутался в сетях и начал тонуть, но Артем успел схватить его за одежду. Леша придумал, как наклонить ветку, чтобы всех спасти.

Санька и Лешка вырубились у костра сразу после того, как случилось. Я сразу пошел искать машину, но нигде ее не нашел. Знают ребята, что уже наверное дома беспокоятся.

Бабушка героев с братом приехали на лодке утром. Она выговаривала внукам и их другу из-за того, что те нашкодили. По дороге обратно они подумали про налима, которого успели поймать, и вернулись за ним. Рыбу разделили на три куска, бабушка сварила уху из двух, дед очень разозлился и попросил брата моей жены Ксенофонта приглядеть за детьми.

Этот рассказ показывает важность трезвой оценки своих возможностей и обсуждения планов с теми, кто старше и мудрее тебя, ведь нужно учитывать все, что может пойти не так, а не только то, что хорошо.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Ночь темная-темная. Картинка к произведению

Ночь темная-темная кратко за 2 минуты

Сейчас читают